Дело №2-3562/2023
УИД 73RS0001-01-2023-003421-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года город Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
председательствующего судьи Царапкиной К.С.,
при секретаре Аппановой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Борисовой Ирины Владимировны к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежегодную денежную выплату за дежурства по охране общественного порядка, к Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности произвести ежегодную денежную выплату за дежурства по охране общественного порядка,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах Борисовой И.В. обратился в суд с иском к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - УОГКУСЗН Ульяновской области) о возложении обязанности назначить ежегодную денежную выплату за дежурства по охране общественного порядка, к Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее - УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») о возложении обязанности произвести ежегодную денежную выплату за дежурства по охране общественного порядка.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района г. Ульяновска поступило обращение Борисовой И.В. о нарушении её прав на получение ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в 2022 году. В ходе проведенной проверки установлено, что Борисова И.В. является членом Общественной организации «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска» и получателем ежегодной выплаты как народный дружинник в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО и постановлением Правительства Ульяновской области № 116-П. В период с 01.01.2022 по 31.12.2022 Борисовой И.В. осуществлено 142 дежурства по охране общественного порядка. В установленном порядке Борисова И.В. 09.01.2023 обратилась через МФЦ с заявлением о предоставлении указанной выплаты за 142 дежурства, однако выплаты ей были произведены лишь за 120 дежурств в размере 72 000 руб.
Просит обязать ОГКУСЗН Ульяновской области назначить Борисовой И.В. ежегодную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 22 дежурства по охране общественного порядка в размере 13 200 руб., обязать УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» произвести Борисовой И.В. выплаты за осуществленные в 2022 году неоплаченные 22 дежурства по охране общественного порядка в размере 13 200 руб.
Представитель прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска в судебное заседание не явился. о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Истец Борисова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика ОГКУСЗН Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители третьего лица Общественной организации «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд принимает решение, в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований
Судом установлено, что Борисова И.В. является членом ОО «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска» с 05.01.2021 по настоящее время.
По сведениям ОО «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска» в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 Борисова И.В. участвовала в 142 дежурствах по охране общественного порядка на территории Ленинского района г. Ульяновска длительностью более 4 часов подряд каждое.
09.01.2023 Борисова И.В. обратилась в ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий-многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ульяновской области» с заявлением о предоставлении ежегодной денежной выплаты за участие в 142 дежурствах по охране общественного порядка в 2022 г.
По результатам рассмотрения заявления ОГКУСЗН Ульяновской области было принято решение о предоставлении Борисовой И.В. ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в размере 72 000 руб. (120 х 600 руб.), то есть за осуществление 120 дежурств.
При этом ответчик ссылается на п. 2 ст. 9 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 №145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», вступившего в силу с 01.01.2023, в соответствии с которым выплаты за дежурства осуществляются не более чем за 120 таких дежурств в совокупности за год.
Борисова И.В., полагая, что её права нарушены, обратилась в прокуратуру Ленинского района г. Ульяновска.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах Борисовой И.В.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Закон Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» регулирует отношения, связанные с деятельностью народных дружин, внесенных в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Ульяновской области (далее - народные дружины).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона (в редакции от 07.08.2020) народному дружиннику, являющемуся членом народной дружины не менее одного года, предоставляется ежегодная денежная выплата, размер которой определяется исходя из произведения числа длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых он принял участие в течение календарного года, и суммы, равной 600 рублям.
Пунктом 2 статьи 9 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», вступившими в силу с 01.01.2023, внесены изменения в Закон Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» и пункт 2 части 1 статьи 5 после слова «года» дополнен словами «но не более 120 таких дежурств в совокупности».
Ответчик ОГКУСЗН Ульяновской области, полагая, что Борисова И.В. подала заявление на предоставление денежных выплат в январе 2023 года, произвел выплату с учетом указанных изменений лишь за 120 дежурств.Вместе с тем, согласно п. 2 Положения об условиях и порядке предоставления народному дружиннику ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2015 №116-П (далее - Положение) решение о предоставлении денежных выплат народному дружиннику принимает территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, на основании заявления о предоставлении соответствующей денежной выплаты, составленного по установленной уполномоченным органом форме, и сведений, содержащихся: в документе, удостоверяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации личность народного дружинника; в документе, подтверждающем число длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых народный дружинник принял участие в течение календарного года, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой является народный дружинник, и согласованного с руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и (или) руководителем иного правоохранительного органа, если дежурство по охране общественного порядка, в котором принимал участие народный дружинник, было организовано или проведено таким иным правоохранительным органом; в справке, подтверждающей членство народного дружинника в народной дружине на протяжении не менее чем одного года; в документе, удостоверяющем личность представителя народного дружинника, и документе, подтверждающем его полномочия, - в случае обращения за денежной выплатой представителя народного дружинника.
Из п. 3 указанного Положения следует, что заявление и иные предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения документы представляются народным дружинником самостоятельно или через представителя в территориальный орган: через Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области; через оператора почтовой связи; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что предоставление денежных выплат осуществляется в месяце, следующем за месяцем обращения за их получением, но не ранее истечения каждого полного года, следующего за датой приема народного дружинника в члены народной дружины.
В случае если народный дружинник не обращался за получением денежных выплат по истечении каждого полного года, следующего за датой приема народного дружинника в члены народной дружины, денежные выплаты осуществляются за весь прошедший период без ограничения сроком.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Борисова И.В. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области по истечении полного 2022 года, исходя из требований п. 6 Положения с учетом даты, с которой она была принят в члены народной дружины (05.01.2021).
Дежурства Борисовой И.В. были осуществлены в 2022 году до внесения изменений в Закон Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» Законом Ульяновской области от 20.12.2022 №145-ЗО, которыми было ограничено число дежурств до 120, соответственно, данные изменения не могут распространяться на правоотношения в связи с осуществлением истцом дежурств в 2022 году, возникшие до вступления в силу данного Закона (01.01.2023). В связи с указанными обстоятельствами также не имеет правового значения тот факт, что истец обратился за оплатой произведенных дежурств после вступления в силу указанных изменений в Закон.
Судом принимается во внимание, что в силу п. 6 Положения об условиях и порядке предоставления народному дружиннику ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2015 №116-П, ранее 01.01.2023 у истца отсутствовало право на обращение с заявлением об оплате дежурств, осуществленных в 2022 году.
При таких обстоятельствах, доводы ответчиков основаны на неверном толковании правовых норм.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 №234-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 №621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством переданы Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».
Следовательно, УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» правомочно выплачивать денежные средства в случае назначения мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области.
Таким образом, исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Борисовой И.В. подлежат удовлетворению, на ОГКУСЗН Ульяновской области суд возлагает обязанность назначить Борисовой И.В. ежегодную денежную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 22 дежурства по охране общественного порядка в размере 13 200 руб. (22 х 600 руб.), на УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» суд возлагает обязанность выплатить Борисовой И.В. ежегодную денежную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 22 дежурства по охране общественного порядка в размере 13 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03.10.2014 №147-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░░ №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03.10.2014 №147-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.07.2023.