РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области
В составе председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.
при секретаре Бургер Н.Ф.
с участием истица Пономарева В.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1371/2013 по исковому заявлению Пономарева Владимира Юрьевича к администрации Ивановского сельсовета и администрации Ивановского района о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев Владимир Юрьевич обратился в суд с иском к администрации Ивановского сельсовета и администрации Ивановского района о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, указывая на то, что с 9 на 10 августа 2013 года его приусадебный участок и дом, расположенные по адресу: <адрес>, подтоплены. В результате чрезвычайной ситуации пострадали и дом, и земельный участок. Принимая факт проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего ему имущества, он обратился в администрацию Ивановского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при частичной утрате имущества. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельсовета ему в этом было отказано. Просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – паводка на территории МО Ивановского в августе 2013 года и обратить решение к немедленному исполнению.
Представителем ответчика - администрации Ивановского района – ФИО5, действующей на основании доверенности,на иск представлен отзыв, в котором указано, что согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010 № 2-4-60-12-22. В соответствии с п.2.1.15 данных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. За полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 № 36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы всех видов, шкаф для одежды, шкафнавесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ.Согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21.09.2013 № 39 (п.7 подпункт 1 абз.1), единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово - овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово - овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Как следует из представленных документов факта утраты имущества не установлено. Из заявления не видно, какая сумма ущерба нанесена истцам и с чего данная сумма сложилась, какое именно имущество утрачено. В соответствии с ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 18 ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Однако в этой же статье указано, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие ЧС, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом законом не установлено, что причиненный ущерб компенсируется в полном объеме. Кроме того, такая компенсация не должна превышать размер самого вреда, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение неосновательного обогащения. На основании вышеизложенного, представитель ответчика – ФИО5 полагает, что комиссия обоснованно не включила истца в список пострадавших и просит в удовлетворении исковых требований отказать, судебное заседание провести в её отсутствие.
В ходе судебного заседания истец Пономарев В.Ю. заявил отказ от иска в части включения его в списки лиц на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество (определением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от иска в части, в связи с чем производство по делу в данной части прекращено), на удовлетворении иска о признании пострадавшим и включении в списки лиц на получение единовременной материальной помощи настаивал. Пояснил, что своевременно не смог обратиться с заявлением в администрацию Ивановского сельсовета из-за путаницы в регистрации: дома на их улицы все новые, адреса присваивала администрация, ему дали номер №, прописали по данному адресу, а потом, уже в августе этого года выяснилось, что по <адрес> проживает другая семья, и у его дома номер – №, пока занимался вопросами перерегистрации, время ушло, документы, подтверждающие право собственности на дом он до настоящего времени не оформил, а его супруга имеет регистрацию в <адрес>. Дом и участок к нему приезжали осматривать в августе, так как у них сильно затопило улицу, когда прорвало дамбу. Лично у него был затоплен огород, двор, надворные постройки (гараж и сарай, который от сырости накренился), подполье в доме, из-за чего тумбы под перекрытием «повело». Естественно весь урожай пропал.
Представители: ответчика администрации Ивановского сельсовета, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, - Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявляли.
Суд с учетом мнения истца, в соответствии с ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 № 123 – р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы Ивановского района от 25.07.2013 № 187, в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 до 7.00 24.07.2013, выпало более 50 мм осадков) с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы администрации Ивановского сельсовета от 24.07.2013 № 197, в связи с обильными ливневыми дождями на территории МО Ивановского сельсовета в период с 21-00 23.07.2013 до 07-00 24.07.2013 выпало более 50 мм осадков, в результате чего были подтоплены огороды, дворы, приусадебные участки, дома, квартиры введен режим «чрезвычайной ситуации» с 24.07.2013 с 8-00.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Согласно пункту 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100000 рублей на семью.
31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31.08.2013 было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Амурской области от 06.03.1997 № 151 – ОЗ «О защите население и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидацииЧС и последствий стихийных бедствий», Постановления Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области» протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 № 21 разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам, в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле – августе 2013 года на территории Амурской области».
В силу положений раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданами права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (п. 2.2 Методических рекомендаций).
Как следует из заявлений истца от 18.10.2013 на имя губернатора Амурской области Кожемяко О.Н. и главы администрации Ивановского района ФИО7, он, считая себя пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории МО Ивановский сельсовет, претендовал на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности администрации Ивановского сельсовета отказала Пономареву В.Ю. в приеме документов на признание граждан пострадавшими от чрезвычайной ситуации, в связи с поздним обращением – ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что Пономарев В.Ю. в ходе судебного заседания отказался от требования о включении его в списки лиц на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, суд рассмотрел иск в пределах заявленных требований.
Таким образом, для признания истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении его в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи, необходима совокупность условий, а именно его проживание на территории, подвергшейся воздействию чрезвычайной ситуации, и затопление приусадебного участка, с повреждением иного имущества.
Как следует из материалов дела, в частности ксерокопии паспорта Пономарева В.Ю. серии 10 08 номер 110653 он с 10.03.2011 зарегистрирован по адресу: <адрес> и сохраняет регистрацию по данному адресу и в настоящее время (при этом в паспорте имеется и штамп ОУФМС России по Амурской области в Ивановском районе о регистрации по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и снятии с регистрационного учета по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ). Справкой администрации Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются пояснения истца о перенумерации домов в 2012 году, после проведения которой дом по <адрес> перенумерован в <адрес>.
Факт затопления приусадебного участка к дому, расположенного по адресу: <адрес>, с повреждением иного имущества, а не только плодово-овощных посадок, подтверждается пояснениями истца, приведенными выше, актом обследования комиссией жилого помещения и приусадебного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого приусадебный участок затоплен полностью; овощи и картофель пришли в негодность, пострадали надворные постройки; актом от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировавшего в подполье <адрес> сырость, плесень, обрушение внутренней завалинки, обрушение штукатурного слоя от стен; показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО9, согласно которым у Пономарева В.Ю., проживающего по <адрес> было затоплено подполье в доме, из-за чего тумбы перекрытия повело, были подтоплены и двор, надворные постройки, а именно гараж и сарай, который подмыло, стены в нем прогнили и он покосился, затоплен был и огород, весь урожай оказался в воде и пришел в негодность; фотографиями, на которых имеются снимки огорода, двора и подполья, затопленных водой.
Таким образом, совокупность условий необходимых для признания граждан, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации: проживание на территории, подвергшейся воздействию чрезвычайной ситуации и затопление приусадебного участка, с повреждением иного имущества, у Пономарева В.Ю. имеется, следовательно, он имеет право на получение единовременной материальной помощи.
В соответствии с п.«м» ст.10 и п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а так же круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.Кроме того, в соответствии с разделом III Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, решение о включении гражданина в соответствующие списки, предусмотренные пунктом 3.8 настоящих Методических рекомендаций (предоставлении помощи), или о не включении гражданина в списки (об отказе в предоставлении помощи) принимает местная администрация.
С учетом указанных норм права, надлежащим ответчиком по заявленным истцом исковым требованиям является администрация Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных Пономаревым В.Ю. к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области исковых требований, наличии оснований для их удовлетворения. Исковые требования Пономарева В.Ю. к администрации Ивановского района Амурской области удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требование истца об обращении решения к немедленному исполнению - суд полагает его законным, обоснованным, и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может- быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, разъяснив сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ администрация Ивановского сельсовета от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пономарева Владимира Юрьевича к администрации Ивановского сельсовета - удовлетворить.
Признать Пономарева Владимира Юрьевича пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области в августе 2013 года.
Обязать администрацию Ивановского сельсовета включить Пономарева Владимира Юрьевича в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи.
В удовлетворении исковых требований Пономарева Владимира Юрьевича к администрации Ивановского района – отказать.
Обратить решение к немедленному исполнению. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, при допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от заявителей обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Скобликова Н.Г.