Решение по делу № 2-47/2022 (2-1181/2021;) ~ М-1084/2021 от 25.10.2021

Дело№2-47/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022 год                            город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,

при секретаре Романенко К.Д.,

с участием истца Юсуповой А.Н., представителей ответчиков Кудабаевой Р.Х,, Павловой Е.А., третьих лиц Кольяновой А.В., Шило Ж.А., Пригожевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсуповой Алевтины Николаевны к администрации Гайского городского округа, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

установил:

Юсупова А.Н. обратилась к администрации Гайского городского округа с вышеназванным исковым заявлением, указав, что является собственником <адрес>, на основании договора дарения от 19 мая 2016 года.

Согласно заключению от 31 марта 2017 года, двухквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций от 06 февраля 2017 года, общий процент износа жилого дома составляет 73%, механическая безопасность нарушена, имеется опасность дальнейшего разрушения конструкций, дальнейшая эксплуатация невозможна.

18 августа 2021 года она обратилась в администрацию Гайского городского округа с требованием предоставить иное жилое помещение для проживания, но получила отказ, мотивированный тем, что многоквартирный дом признан аварийным после 01 января 2017 года и не вошел в программу переселения согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 290 марта 2019 г. №186-пп.

Указывает, что с 2017 г. не имеет постоянного места жительства, вынуждена проживать у родственников.

Просит суд обязать администрацию Гайского городского округа предоставить ей в собственность равнозначное благоустроенное пригодное для проживания, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., жилое помещение взамен жилого помещения, расположенного по <адрес>

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, в качестве третьих лиц Пригожева О.С., Шило Ж.А., Кольянова А.В., Мищенко Е.В., несовершеннолетние Мищенко А.И. и Кольянов Б.А.

В судебном заседании истец Юсупова А.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчиков: администрации Гайского городского округа – Кудабаева Р.Х., Отдела ЖКХ и КС Павлова Е.А. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований по тем основаниям, что многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным после 01 января 2017 года, в связи с чем, не был включен в Программу переселения на 2019-2025 годы. Процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ не соблюдена.

Третьи лица Кольянова А.В., Шило Ж.А., Пригожева О.С. в судебном заседании подержали заявленные истцом требования.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица МКУ КУИ администрации Гайского городского округа, третьего лица Мищенко Е.В., извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилой дом, расположенный по <адрес> является двухквартирным, состоит из <адрес>.

Материалами дела установлено, что Юсупова А.Н. является собственником жилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Юсупова А.Н., Кольянова А.В., Мищенко Е.В., несовершеннолетние А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В <адрес>, являющейся муниципальной собственностью, зарегистрированы: Пригожева О.С., Шило Ж.А.

Из заключения от 06 февраля 2017 года, подготовленного <адрес> о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций одноэтажного двухквартирного жилого дома по <адрес>, следует, что в связи с физическим износом здания в целом (73%), полученным в процессе эксплуатации, здание двухквартирного жилого дома (литер А), следует признать аварийным и подлежащим сносу.

Из Акта обследования помещения от 31 марта 2017 года, проведенного межведомственной комиссией следует, что по совокупной оценке конструкций двухквартирного дома, расположенного по <адрес> техническое состояние жилого дома признано аварийным, дом подлежит сносу.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации г. Гая от 31 марта 2017 года, многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено, что указанный жилой дом, не вошел в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы.

Из сообщения администрации Гайского городского округа следует, что согласно действующей областной программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 марта 2019 года № 186-пп, переселению подлежат граждане из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 г. поскольку многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным после 01.01.2017 года, он в указанную программу не вошел.

Постановлением администрации Гайского городского округа №949-пА от 27 июля 2017 года утвержден акт обследования помещения от 31 марта 2017 г. и заключение межведомственной комиссии по оценке жилого дома муниципального жилищного фонда Гайского городского округа по <адрес>, утвержден срок отселения граждан из дома до 31 марта 2022 года.

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, действие которого согласно пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

В силу части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

На основании части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Следовательно, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Обязанность ответчика по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только в случае включения аварийного дома, в котором расположено жилое помещение истицы, в адресную программу по переселению граждан.

Таким образом, в случае невключения многоквартирного дома в региональную адресную программу собственник жилого помещения в жилом доме, признанном аварийном ограничен в выборе способа обеспечения своих жилищных прав, имеет право только на возмещение стоимости изымаемого жилого помещения и земельного участка, предоставление же другого, равнозначного, жилого помещения возможно лишь в случае согласия на это органа местного самоуправления.

В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что органом местного самоуправления принято решение об изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном доме и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, отсутствует соглашение сторон о предоставлении истцу другого жилого помещения, кроме того, в региональную адресную переселения граждан из аварийного жилого фонда дом не включен.

С учетом вышеуказанных норм права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что правовых оснований для возложения на администрацию и Отдел ЖКХ и КС обязанности по предоставлению истцу жилого помещения взамен принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения, находящегося аварийном доме, не имеется.

Само по себе наличие в собственности истца жилого помещения в аварийном доме не свидетельствует о наличии у ответчиков обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку у истца, как собственника аварийного жилого помещения, имеется иной способ защиты своего права.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    в удовлетворении исковых требований Юсуповой Алевтины Николаевны к администрации Гайского городского округа, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                Е.В. Шошолина

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2022 года.

Судья                                Е.В. Шошолина

2-47/2022 (2-1181/2021;) ~ М-1084/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юсупова Алевтина Николаевна
Ответчики
Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа
Администрация Гайского городского округа Оренбургской области
Другие
Информация скрыта
Шило Жанна Александровна
Пригожева Оксана Сергеевна
Кольянова Александра Васильевна
МКУ Комитет по управлению имуществом Администрации Гайского городского округа Оренбургской области
Мищенко Евгений Васильевич
Суд
Гайский городской суд Оренбургской области
Судья
Шошолина Евгения Владимировна
Дело на сайте суда
gaysky--orb.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2021Передача материалов судье
01.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2022Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее