Дело № 2-91/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большая Соснова 05 апреля 2018 года
Большесосновский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Селютиной С.Л.,
при секретаре Казанцевой Д.Р.,
с участием прокурора Большесосновского района Тарасовой Н.П.,
представителя ответчика администрации Большесосновского муниципального района Архиповой <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесосновского муниципального района, Управлению образования Большесосновского муниципального района, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Левинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Большесосновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Большесосновского муниципального района о выделении денежных средств для установления системы видеонаблюдения в образовательном учреждении в срок до 01.09.2018, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Левинская основная общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Левинская ООШ») о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении в срок до 01.09.2018. Требования уточнил, просил обязать администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края выделить в необходимом размере денежные средства из бюджета муниципального района и передать их Управлению образования Большесосновского муниципального района для установления видеонаблюдения в образовательном учреждении по адресу: ул. Специалистов, 2 с. Левино Большесосновского района Пермского края. Указывая на то, что в МБОУ «Левинская ООШ» проведена проверка на соблюдение законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности учреждения. Проверкой установлено, что здание МБОУ «Левинская ООШ» не оборудовано системой видеонаблюдения; школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе детей; отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении свидетельствует о недостатках антитеррористической защищенности, влекущих нарушение прав учащихся, тогда как государство признает охрану детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, дети подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Большесосновского района Тарасова Н.П. уточненные исковые требования поддержала, на удовлетворении иска настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Большесосновского муниципального района Архипова <данные изъяты> действующая по доверенности, против удовлетворения иска возражала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика Управления образования Большесосновского муниципального района в судебное заседание, не явился, в ходатайстве просил в иске прокурору отказать.
Представитель ответчика МБОУ «Левинская ООШ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу п. 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
Согласно п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.п. 6.44 и 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, действующих с 01.01.2013, при проведении капитального ремонта общественных зданий для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Судом установлено, что 19.04.2016 прокуратурой Большесосновского района в адрес главы администрации Большесосновского муниципального района внесено представление №5-331-2016 об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, федерального законодательства.
За исх. №01-06-1190 от 13.05.2016 главой администрации Большесосновского муниципального района в адрес прокурора Большесосновского района направлено сообщение о результатах рассмотрения указанного выше представления, согласно которым Управление образования обращалось в администрацию района с просьбой о выделении денежных средств в размере 2 700 000 руб. на оснащение школ системами видеонаблюдения; ввиду недостаточности средств в бюджете 2016 года администрация района не смогла изыскать данную сумму; администрацией района совместно с Управлением образования разработан план по поэтапной установке систем видеонаблюдения в период 2017-2018 годы по мере поступления финансовых средств.
Из документов, представленных в суд Управлением образования установлено, что Управление образования неоднократно обращалось в администрацию района в письменной форме с просьбой о внесении изменений в бюджет на 2016 и последующие года и обращало внимание на необходимость установки систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях; вопрос финансирования не зависит от руководителя образовательного учреждения, в связи с чем считают, что в данной ситуации вина руководителя школы не находит своего подтверждения; ориентировочная стоимость оборудования системой видеонаблюдения образовательных учреждений составляет 2,5 миллиона руб. К данному сообщению представлен график плановых дат установки систем видеонаблюдения в образовательных организациях Большесосновского муниципального района, согласно которому мероприятие по оборудованию системой видеонаблюдения МБОУ «Левинская ООШ» запланировано на октябрь 2018.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
На основании п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно Уставу МБОУ «Левинская ООШ» является общеобразовательным бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование Большесосновский муниципальный район, функции и полномочия учредителя организаций исполняет Управление образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края.
Администрация Большесосновского муниципального района - орган местного самоуправления, который осуществляет исполнительно-распорядительные функции, в частности, составление проекта бюджета и обеспечение его исполнения. Соответственно, без определенных действий администрации муниципального района выделение денежных средств ответчику невозможно.
Орган местного самоуправления в лице администрации обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение обязанности установить систему видеонаблюдения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
С учетом приведенных норм, установив, что в МБОУ «Левинская СОШ» отсутствует система видеонаблюдения, принимая во внимание, что выполнение обязанности установить систему видеонаблюдения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, учитывая, что данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Осуществление деятельности образовательным учреждением в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Непринятие мер, направленных на обеспечение профилактики антитеррористической безопасности учащихся и посетителей образовательного учреждения, нарушает права и законные интересы последних, в том числе право на безопасность, право на жизнь и здоровье, неприкосновенность личности.
Следует признать разумными заявленные прокурором в исковом заявлении сроки исполнения заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Большесосновского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию Большесосновского муниципального района обязанность в срок до 01.09.2018 выделить в необходимом размере денежные средства из бюджета Большесосновского муниципального района и передать их Управлению образования Большесосновского муниципального района для установления системы видеонаблюдения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Левинская основная общеобразовательная школа»
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Левинская основная общеобразовательная школа» обязанность в срок до 01.09.2018 года установить системы видеонаблюдения в образовательном учреждении по адресу: Пермский край, Большесосновский район, с. Левино, ул. Специалистов, 2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Л. Селютина