Дело № 2-1510/2016
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Чащиной Л.А.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
11 октября 2016 года
гражданское дело по иску Локтионовой Н.Д. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению,
установил:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из жилого дома по <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте непригодным для проживания по критериям безопасности. Свои требования мотивировала следующим.
Жилой дом и земельный участок по <адрес>, принадлежит истице на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о праве собственности и о праве на наследство по закону от <дата>, типовым договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от <дата>, на основании которых выданы свидетельства о государственной регистрации права от <дата> и <дата> соответственно.
Данный дом находится на горном отводе ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», подлежит расселению и сносу в связи с непригодностью для проживания в результате ведения горных работ. Проживание в данном доме является опасным для жизни и здоровья, процент его износа ещё на <...> год составил <...>%.
Другого жилья в собственности у истицы нет, данный дом является ее единственным и постоянным местом жительства с <...> года.
<дата> истица обратилась к ответчику с вопросом о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Ответчиком <дата> истице было отказано во включении в данный список, поскольку имеется заключение Сибирского филиала ОАО ВНИМИ по ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» от <дата> №, на основании которого дом истицы к сносу не подлежит, так как не попал в зону влияния горных работ. Истице копия данного заключения не направлялась, проводилось ли оно во время выезда специалистов или заочно - неизвестно, в связи с чем считает, что оно не является достоверным. Ранее в маркшейдерском отделе ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» поясняли, что спорный дом подлежит сносу, поскольку включен в состав проекта ликвидации шахты, так как попал в зону влияния горных работ.
Истица просит суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление «Анжерское».
Истица в судебном заседании на требованиях настаивала, доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Кроме того пояснила, что ее дом расположен 25м от дороги, по которой ездили машины с грузом, когда они проезжали мимо, дом ходил ходуном. Истица обращалась в администрацию города, чтобы провели обследование дома, но так никто не приезжал. Ещё в 2012 году были выделены деньги для переселения супруга истицы, перечислены в администрацию города, но их разделили между собой шахта и администрация. Истице вместо дома дали землю под дом, а дом находится в «воздухе», где находится ее дом по документам, неизвестно, его отдали соседке истицы.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Петракова Е.Н., требования не признала, пояснила, что ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» не ликвидировано, списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим в результате ведения горных работ, не составлены и не утверждены, на сегодняшний день права истицы не нарушены. Согласно заключению СФ ВНИМИ от <дата> №, дом по <адрес>, не подрабатывался ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и не отнесен к категории подработанных ветхих домов.
Представитель третьего лица – Министерства энергетики РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил в суд отзыв на исковое заявление (л.д.88), в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. По существу заявленных исковых требований указал, что ОАО «Шахтоуправление Анжерское» включено в Комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск, и переселения жителей с подработанных территорий. Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № жилой дом по <адрес>, не подрабатывался ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и не отнесен к категории подработанных ветхих домов. В связи с чем требование Локтионовой Н.Д. о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на законсервированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское», не обосновано и удовлетворению не подлежит.
Определением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> к участию в деле было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов.
Представитель третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в письменном отзыве (л.д.90-91), представленном суду, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. Считает требования Локтионовой Н.Д. о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на законсервированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское», необоснованными и неподлежащими удовлетворению по аналогичным основаниям, изложенным в отзыве представителя Министерства энергетики РФ.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 27.01.2009) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм Закона следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Судом установлено, что по данным архива филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженск Локтионовой Н.Д. на основании свидетельства о праве на наследство от <дата> (л.д.7), свидетельства о праве собственности от <дата> (л.д.6 ) принадлежит жилой дом по <адрес>, общей площадью <...> кв.м., процент износа дома на <...> год – 65% (л.д. 13).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права право собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес>, зарегистрировано за Локтионовой Н.Д. <дата> и <дата> соответственно (л.д.11,12).
Из домовой книги (л.д.33-38) следует, что в доме по <адрес>, с <дата> зарегистрирована Локтионова Н.Д.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от <дата> (л.д.67-70) ОАО «Шахтоуправление Анжерское» признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Из определения Арбитражного суда Кемеровской области от <дата> следует, что срок конкурсного производства в отношении ОАО «Шахтоуправление Анжерское» продлен на <...> месяцев – до <дата> (л.д.67-70).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на <дата> с сайта ФНС России (л.д.55-66) ОАО «Шахтоуправление Анжерское» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, согласно записи, внесенной в ЕГРЮЛ <дата>, находится в стадии ликвидации.
Из ответа Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> на обращение Локтионовой Н.Д. (л.д.74) следует, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское». На этот дом <дата> получено заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № (л.д.71), на основании которого жилой дом по <адрес>, сносу не подлежит, так как не попал в зону влияния горных работ. Дом расположен на целике, то есть в месте расположения дома горные работы никогда не проводились.
Согласно сообщению ОАО «Шахтоуправление Анжерское» (л.д.85) на основании Технического проекта на консервацию горных выработок ОАО «Шахтоуправление Анжерское», разработанное ООО «<...>» в <...> года, прошедшего экспертизу промышленной безопасности, проведенной ООО <...>», заключение экспертизы зарегистрировано в Сибирском управлении Ростехнадзора, проектная документация согласована в Федеральном агентстве по недропользованию, жилой дом по <адрес>, в зону влияния горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское» не попадает и расположено в безугольной зоне горного отвода.
Согласно сообщению <дата> (л.д.92) в Администрации отсутствуют утвержденные списки граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, признанных по условиям подработки непригодными для проживания по ОАО «Шахтоуправление Анжерское».
Разрешая требования Локтионовой Н.Д. об обязании администрации Анжеро-Судженского городского округа включить ее в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований к их удовлетворению.
Судом установлено, что истица Локтионова Н.Д. проживает в жилом доме по <адрес>, с <...> года, принадлежащем ей на праве собственности и являющимся единственным местом жительства истицы. Жилой дом расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское» в безугольной зоне и не попадает в зону влияния горных работ, соответственно не подлежит сносу как жилье, ставшее непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Кроме того, ОАО «Шахтоуправление Анжерское» находится в стадии ликвидации, списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, не составлены и не утверждены.
Предоставление социальных выплат для приобретения жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности, возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченных иным жильем.
В данном случае установлено, что ОАО «Шахтоуправление Анжерское» не ликвидировано, жилой дом по <адрес>, не признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении иска о включении истицы в список на предоставление жилья, так как не установил совокупность тех факторов, с которыми закон связывает возможность удовлетворения требований о признании права на социальную выплату для приобретения жилья.
Сама по себе ветхость принадлежащего истице жилого помещения не может являться основанием для предоставления ей социальной выплаты, поскольку действующим законодательством предусмотрено предоставление такой выплаты для восстановления нарушенных жилищных прав, а не возмещения материального вреда, причиненного собственнику такого жилья.
Вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах. Во всех других случаях применимы общие положения жилищного и гражданского законодательства, что не лишает истицу обратиться в суд за защитой своих имущественных прав, как собственника, избрав наиболее эффективный способ защиты своего права.
На основании вышеизложенного, учитывая фактические обстоятельства дела, руководствуясь законодательством, регулирующим спорные правоотношения, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Локтионовой Н.Д. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания, в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.10.2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: