Дело № 2-722/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2013 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А.,
при секретаре Асеевой С.Н.,
с участием прокурора Лысьвенской городской прокуратуры Сычева А.В.,
истца Оборина М.И. и его представителя Пеньевских А.И.,
представителей ответчиков УПФ РФ по г. Лысьва - Норкиной Е.Л., ТУ Минсоцразвития по г. Лысьва - Овчинниковой Т.Ф.,
представителя третьего лица ФГУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» (Бюро № 25 г. Лысьва) Грозина Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Оборина М.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Лысьве Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу Пермского края о признании права на получение пенсии и социальных выплат вследствие военной травмы,
У С Т А Н О В И Л:
Оборин М.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Лысьве Пермского края (далее - УПФ РФ по г. Лысьва) и Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу Пермского края (далее – ТУ Минсоцразвития) о признании права на получение пенсии и социальных выплат вследствие военной травмы.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу в г. Североморске машинистом компрессорных установок станций надводных кораблей. В период исполнения обязанностей военной службы им было получено заболевание «<данные изъяты>», в связи с чем, он был уволен в запас по ст.13-в графы 1 приказа Минобороны СССР № 185 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцу в связи с указанным заболеванием была установлена инвалидность с формулировкой «заболевание получено в период прохождения военной службы». Считает, что неверно указана формулировка причины инвалидности, что препятствует получению истцом соответствующей пенсии и социальных выплат. Согласно Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», Разъяснений Министерства труда и социального развития от 15.04.2003 года № 1, заболевание истца, полученное при исполнении служебных обязанностей, признается военной травмой. Истец ранее получал доплаты Министерства обороны РФ. Однако, ответчики, неверно трактуя закон, уменьшили ему размер пенсии, и в настоящее время отказывают истцу в выплате соответствующей пенсии. В этой связи истец просит суд признать за ним право на получение пенсий по инвалидности вследствие военной травмы и обязать ответчиков произвести выплату указанной пенсии и соответствующих доплат с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 13.06.2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны РФ и Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермского краю» (Бюро № 25 г. Лысьва).
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали. Истец суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией г. Лысьва он был признан годным к воинской службе и направлен на службу в г.Североморск в звании рядовой, в должности «машинист компрессорной станции надводных и подводных кораблей». Истец работал на станции, которая находилась на берегу, рабочее место было у пульта управления подачи воздуха высокого давления. В период исполнения своих служебных функций, истец получил травму. На втором этаже станции зазвонил телефон, истец побежал, поскользнулся и упал, в результате получил ушиб ключицы. Истец был помещен в военный госпиталь, где у него обнаружили заболевание «<данные изъяты>». В связи с этим заболеванием истец и был комиссован из армии. После возращения из армии истец работал, и инвалидность ему была присвоена только в ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что заболевание им получено по причине больших физических нагрузок, которые он испытывал при строевой подготовке, когда занимался уборкой помещения станции, сама же работа машинистом не представляла физических трудностей. До призыва на службу истец не страдал никаким заболеванием, в свидетельстве о болезни неверно указана информация о моменте возникновения болезни. Ранее истец пользовался льготами как инвалид ВОВ, получал доплаты от Министерства обороны, но они прекратились. Считает, что имеет право на получении пенсии и льгот как инвалид вследствие военной травмы.
Представитель ответчика УПФ РФ по г. Лысьва Норкина Е.Л. иск не признала, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ истец получает пенсию как инвалид вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Данная пенсия начислена истцу на основании заключения медико-социальной экспертизы, ответчик же не наделен полномочиями по изменению установленных причин инвалидности. В ДД.ММ.ГГГГ Центральной военной комиссией ВМФ причины инвалидности истца были пересмотрены, но оснований для их изменения не было установлено. Истец действительно получал различные доплаты к пенсии, но они не связаны с с изменением причин инвалидности. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Овчинникова Т.Ф. против иска возражает по доводам, указанным представителем УПФ РФ по г. Лысьва.
Представитель ФГУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» (Бюро г. Лысьва) Грозин Г.Ф. суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством причины инвалидности как «заболевание, полученное в период прохождения военной службы» истцу были установлены военно-врачебной комиссией в ДД.ММ.ГГГГ, и медико-социальное учреждение не имеет право самостоятельно их изменять. Выявленное у истца заболевание является заболеванием спинного мозга, могло быть вызвано как наследственностью, так и физическими нагрузками, которые истец получал в армии, установить с достоверностью причины заболевания невозможно. Но поскольку истец был признан годным к службе, то заболевание возникло в период прохождения таковой. Истец в ДД.ММ.ГГГГ обратился в бюро № 25 ФГУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» с заявлением об изменении установленной причины инвалидности на формулировку «военная травма». Согласно Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 года № 17 учреждение обратилось в ФКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России для дачи заключения. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, что оснований для пересмотра первоначального заключения о причинах инвалидности не имеется.
Ответчик Минобороны России в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвовавших в деле, а также заключение прокурора, полагавшего в иске отказать, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, Оборин М.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (л.д.16). При этом истец полагает, что имеет право на получении пенсии и других социальных выплат как инвалид вследствие военной травмы. Однако, данная позиция истца основана на неверном толковании закона.
Действительно, в соответствие с Федеральным законом № 306-ФЗ от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для инвалидов вследствие военной травмы предусмотрены дополнительные социальные выплаты (ч.13 ст.3), а Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлен повышенный размер пенсии (пп. 1 п.2 ст. 15).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Согласно ст.61 Федерального закона от 21.11. 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы), устанавливается путем проведения военно-врачебной экспертизы.
В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 года № 17 утверждены Разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».
В силу пунктов 7 и 8 указанных Разъяснений причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Причина инвалидности с указанной формулировкой определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Причина инвалидности с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
Согласно пункта 41 Положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02. 2003 года, формулировка причинной связи увечий и заболеваний «военная травма» выносится при увечье, которыми являются травма, ранение, контузия, в том числе, полученном при исполнении обязанностей военной службы, а также при заболевании, если такое заболевание возникло в период пребывания на фронте, на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, во время службы за границей, в государстве, где велись боевые действия, или в период конкретных событий (гражданская война, Великая отечественная война и др.) либо такое заболевание, возникшее до этих событий, достигло такой степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, в случаях, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к указанным периодам.
Формулировка причинной связи увечий и заболеваний «заболевание получено в период военной службы» выносится при увечьях, полученных в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы либо если документы об обстоятельствах получения увечья отсутствуют, а также при заболеваниях, если такое заболевание возникло в период прохождения военной службы, либо до поступления на нее, но оно изменяет категорию годности или приводит к негодности лица к военной службе.
Указанные выше Разъяснения и Положение соответствуют аналогичным нормам, содержащимся в подпункте 1 пункта 2 и в подпункте 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как «заболевание, полученное вследствие военной травмы», которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и «заболевание, полученное в период военной службы», не связанное с исполнением обязанностей военной службы. И как следствие разграничило причины инвалидности, в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влечет нетождественные правовые последствия.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Оборин М.И. является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность установлена первоначально ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно (л.д.14). Согласно заключениям медико-социальной экспертизы причиной инвалидности истца является заболевание, полученное в период военной службы (л.д.14). Из военного билета Оборина М.И. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил срочную военную службу в войсковой части <данные изъяты> СССР г. Североморска, уволен по ст.13-в графы 1 приказа МО СССР № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-12).
Согласно представленного суду свидетельства о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного военно-врачебной комиссии войсковой части №, у истца было выявлено заболевание «<данные изъяты>», истец был признан негодным к военной службе в мирное время, годным к нестроевой службе в военное время вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (л.д.15).
В соответствие со ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск, в том числе, неблагоприятных последствий в случае невыполнения процессуальных обязанностей, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве. К числу таких обязанностей относится обязанность представлять доказательства в обоснование заявленных требований (ст. 56 ГПК РФ). Истцом доказательств, которые бы послужили основанием для признания его заболевания военной травмой по смыслу указанных выше норм закона не представлено
Из имеющихся в распоряжении суда документов, не следует вывод о наличии причинно-следственной связи между полученным истцом заболеванием и выполняемыми им служебными обязанностями. Так, из свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, военно-врачебной комиссией установлено, что с 1972 года, то есть до призыва на службу, истец страдал болями в правом предплечье, но за медицинской помощью не обращался, состояние ухудшилось на службе, в связи с повышенными физическими нагрузками (л.д.15). Как пояснил в суде представитель учреждения медико-социальной экспертизы, установить истинные причины заболевания, выявленного у Оборина М.И., невозможно. Заключения военно-врачебных комиссий и медико-социальной комиссий, содержащие указание на причины возникновения инвалидности, истцом не оспорены. Заключение военно-врачебной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям действовавшего на тот момент Положения о медицинском освидетельствовании в Вооруженных силах СССР, утвержденного приказом Минобороны СССР № 185 от 03.09.1973 года, согласно которого «заболеванием, полученным в период прохождения военной службы» признавалось заболевание, возникшее в период прохождения службы, либо возникшее до военной службы и период ее прохождения достигло такой степени, которая ограничивает годность или приводит к негодности к военной службе (пп. «а» п.70 Положения). Кроме того, при неоднократном пересмотре заключения от ДД.ММ.ГГГГ штатными военно-врачебными комиссиями, оснований для изменения причин возникновения заболевания истца не было установлено, что подтверждается ответом 4-ой Центральной военно-врачебной комиссии Военно-морского флота от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.111) и ответом ФКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России (филиал № 3) от 27.02.2013 года 7/101/-0 (л.д.110).
При установленных судом обстоятельствах и с учетом требований закона, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, на граждан, инвалидность которых обусловлена заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, не распространяются, в связи с чем, права на получение повышенной пенсии и соответствующих социальных выплат у истца нет. И истцом суду обратное не доказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Оборину М.И. в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.А. Киселева