66RS0013-01-2021-000948-40
Дело № 2-793
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 года
Каменский районный суд Свердловской области
в составе:
председательствующего Пономаревой О.В.
при помощнике судьи Диких А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Каменского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,
установил:
Прокурор Каменского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц (далее истец) обратился в суд с иском к МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» (далее ответчик, МУП) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить в наличии на котельных неснижаемого запаса топлива.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Каменского района проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в жилищно-коммунальной сфере, регулирующей вопросы предоставления услуг теплоснабжения, надлежащего содержания объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения их безаварийно эксплуатации. Постановлением Главы администрации от 02.08.2021 года единой теплоснабжающей организацией на территории Каменского городского округа определено МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа». Последнее является коммерческой организацией, осуществляющей в целях извлечения прибыли деятельность по производству и передаче тепловой энергии. На основании договора о праве хозяйственного ведения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящиеся в собственности муниципального образования котельные, расположенные на территории п. Степной, д. Белоносова, с. Сипавское (2 котельные), п. Н. Быт, д. Соколова. В ходе проведения проверки в отношении ответчика были выявлены нарушения требований законодательства о подготовке к осенне-зимнему отопительному периоду 2020-2021 г.г., выразившиеся в том, что по состоянию на 27.08.2021 запас угля с. Травянское в размере 10,422 т., п. Н. Быт 20,253 т., вместе с тем, среднесуточный расход угля на котельных составляет 35,72 т., таким образом, отсутствует нормативный эксплуатационный запас топлива, что создает угрозу обеспечения бесперебойного, безаварийного и надежного теплоснабжения потребителей, а также препятствует надлежащей технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Кроме того, расчет нормативно эксплуатационного запаса топлива на угольных котельных, расположенных п. Степной, Д. Белоносова, с. Сипавское (2 котельные), п. Н. Быт, д. Соколова. Руководствуясь требованиями Федерального закона от 27 июля 2020 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным бездействие ответчика по обеспечению котельных, расположенных в границах муниципальных образований: топлива в объеме не менее предусмотренного Нормативами на осенне-зимний отопительный период 2020-2021 г.г, а также произвести расчет нормативного эксплуатационного запаса топлива и возложить обязанность обеспечить в наличии на котельных неснижаемого запаса топлива в соответствии с требованиями Нормативов.
В судебном заседании представитель истца Ершова И.П., доводы изложенные в иске поддержала.
Представитель ответчика, будучи извещены о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражения по существу иска не представил.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения ответчиком законодательства о теплоснабжении выявлено, что последний является ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является теплоснабжение и водоснабжение на территории Каменского городского округа.
В соответствии с Уставом обеспечивает функционирование объектов жилищного и нежилого фонда, удовлетворят потребности населения и прочих потребителей жилищно-коммунальными услугами, в том числе осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей.
В эксплуатации ответчика находятся котельные, расположенные на территории п. Степной, д. Белоносова, с. Сипавское (2котельные), п. Н. Быт, д. Соколова, которые являются источниками теплоснабжения для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения на территории Каменского городского округа возложена на МУП.
МУП является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные) для выработки тепловой энергии.
Согласно проверки в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации и обслуживании котельных МУП, в котельных имеется нормативно эксплуатационный запас твердого топлива с. Травянское в размере 10,422 т., п. Н. Быт 20,253 т, что является недопустимым и недостаточным, запас топлива на 45 дней должен составлять 1607,4 тонн угля, рассчитанный из среднедневного объема потребления угля.
МУП 09.08.202 заключен договор на поставку твердого топлива (угля) в общем количестве 6000 тонн.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).
Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.
Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.
При вышеуказанных обстоятельствах требование о возложении на МУП обязанности рассчитать и создать нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) в объеме не менее 45-суточной потребности обоснованным, непринятие подобных мер может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о немедленном обращении решения к исполнению, поскольку создание нормативных эксплуатационных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, а соответствующих доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 198-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Каменского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» о возложении обязанностей, удовлетворить.
Обязать МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» разработать и утвердить в установленном законом порядке документ, устанавливающий норматив запаса топлива на угольных котельных, расположенных п. Степной, д. Белоносова, с. Сипавское (2котельные), п. Н. Быт, д. Соколова Каменского района Свердловской области.
Обязать МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» произвести расчет и создать в МО «Каменский городской округ» нормативный эксплуатационный запас твердого топлива – угля для эксплуатации угольных котельных, расположенных п. Степной, д. Белоносова, с. Сипавское (2 котельные), п. Н. Быт, д. Соколова Каменского района Свердловской области, в объеме не менее 45-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке, и поддерживать его до окончания отопительного сезона 2021-2022 года, то есть до 15.05.2022 года.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Каменский районный суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.10.2021 года.
Председательствующий: О.В. Пономарева