Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-332/2014 ~ М-288/2014 от 10.02.2014

2-232/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2014 года г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи     Палатовой Т.В.

при секретаре          Маркиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Н.А. к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, включении в список граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Колесникова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, заявляя следующие требования: установить факт ее постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, в результате которой данное жилое помещение было утрачено; включить истца в список граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.

В обоснование заявленных требований истица указала, что она без регистрации постоянно проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности, другого жилья, пригодного для проживания, она не имеет. В соответствии с фактическими обстоятельствами, 05 августа 2013 года в Благовещенском районе Амурской области произошло стихийное бедствие – наводнение, в результате чего жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано не пригодным для проживания. На день объявления чрезвычайной ситуации в указанном жилом помещении постоянно проживали следующие лица: Колесникова Н.А., ФИО13., ФИО16., ФИО19., ФИО22. Как лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, они имеют право на получение мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. Вместе с тем, отсутствие документов, подтверждающих факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации Колесниковой Н.А. является препятствием для получения указанной социальной выплаты в полном объеме. Министерством социальной защиты населения было отказано ей в предоставлении данной социальной выплаты, на том основании, что факт постоянного проживания ее в утраченном жилом помещении документально не подтвержден.

Истец Колесникова Н.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, дополнительно пояснила суду, что она с 2006 года проживает в <адрес> совместно с дочерью, зятем и внуками.

Ответчик администрация Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО25 в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила суду, что в силу ст. 56 ГПК РФ, истица должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается в исковом заявлении, а следовательно ей необходимо представить в суд неопровержимые доказательства проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС, подкрепив их показаниями свидетелей. Что касается требования истца о включении ее в список граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, то министерство сообщает следующее. В соответствии с Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденными постановлением Правительства области 28 октября 2013 года № 520 (далее - Правила), рассмотрение вопроса о предоставлении либо отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья входит в компетенцию комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, созданной в министерстве. Пунктом 9 раздела 2 Правил предусмотрено, что в течение 10 дней со дня принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Таким образом, включение в список граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья производится только в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты.

Выслушав истца, ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской области № 520от 28 октября 2013 года (далее по тексту – Правила), право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

    Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья при условии отказа гражданами – собственниками утраченного жилья от прав на утраченное жилье и земельный участок, на котором такое жилье расположено.

    Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются однократно и в отношении одного жилого помещения.

    В соответствии с п. 3 Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

    Пунктом 4 установлено, что в целях настоящих Правил члены семьи, совместно проживавшие с собственником утраченного жилого помещения, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае если собственник жилого помещения не проживал по состоянию на день объявления режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

    Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

    Разделом II Правил установлено, что размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления пострадавшим гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из 2 человек и по 18 кв.м. – на одного человека при численности членов семьи 3 и более человек и средней рыночной стоимости одного кв.м. общей площади жилья, установленной правовым актом органа местного самоуправления на территории муниципального образования, на которой проживал гражданин, но не более: 25000 рублей для сельских поселений Архаринского, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Ромненского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского и Шимановского районов и 30000 рублей для городских округов (городов), поселков городского типа, поселений Благовещенского, Ивановского и Тамбовского районов – на цели в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 2 настоящего раздела; 30000 рублей – на цели в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего раздела.

    При расчете размера социальной выплаты не учитываются граждане, имеющие в собственности или на условиях социального найма иное жилье, пригодное для проживания.

    Для получения социальной выплаты гражданин-собственник утраченного жилья либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Правил (далее-заявитель), подает в государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (далее – ГКУ УСЗН) по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения Амурской области (далее – министерство).

    Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):

    а) документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении;

    б) заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации);

    в) правоустанавливающие документы на утраченное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

    г) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении);

    д) документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени или отчества (в случае наличия соответствующего факта);

    е) документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости - решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения);

    ж) справка о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении (с указанием даты регистрации граждан в жилом помещении), выданная уполномоченным органом (организацией) (если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления, справка представляется по инициативе заявителя).

    Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации из регистрационной службы организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты (далее – комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются министерством.

    По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты заявителю.    В случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство в течение 3 рабочих дней с момента его принятия в письменной форме запрашивает у гражданина документы, подтверждающие отказ от прав собственности на утраченное жилье (и от прав на земельный участок) (зарегистрированный в установленном порядке договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилья (земельного участка); либо справку бюро технической инвентаризации об отсутствии утраченного жилья на земельном участке и документы, подтверждающие отказ от прав на указанный земельный участок).

В течение 10 дней со дня получения от гражданина запрашиваемых документов министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. В проект распоряжения не включаются граждане, не представившие запрошенные документы.

Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются: а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пункта 2 раздела I настоящих Правил; б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего раздела Правил; в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения).

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (далее - свидетельство) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Таким образом, факт постоянного проживания в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, является обязательным условием для предоставления обратившемуся лицу социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, а так же для учета количества лиц в расчете размера социальной выплаты.

Как установлено судом, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Колесникова Н.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 01/010/2014-525.

Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № 563/2 и заключения межведомственной комиссии № 563 от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в результате подтопления признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ, Колесниковой Н.А. отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, поскольку ею документально не подтвержден факт постоянного проживания на момент объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении – <адрес>.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

    Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны четкие определения места пребывания и места жительства гражданина. Так, место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

    Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Из анализа приведенной нормы следует, что критерий постоянного проживания для целей предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации может включать в себя следующие аспекты: наличие оснований, предусмотренных законом, для проживания в жилом помещении; длительность проживания в данном жилом помещении; ведение хозяйства по указанному адресу; посещение образовательных, медицинских, иных социальных учреждений, обслуживающих данную территорию и иные, заслуживающие внимания аспекты.

Как установлено судом, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: ФИО13., ФИО16., ФИО19., ФИО22. Все указанные лица зарегистрированы в данном жилом помещении с 2006 года, что подтверждается справкой администрации Гродековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ копией домовой книги.

Согласно справке администрации Гродековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Колесникова Н.А. проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Колесниковой Н.А. не имеет в собственности иных пригодных для проживания жилых помещений, кроме <адрес>.

Из информации, предоставленной администрацией Гродековского сельсовета следует, что Колесникова Н.А. не имеет в пользовании жилых помещений на условиях социального найма.

В ходе судебного разбирательства так же была допрошена свидетель ФИО26, которая пояснила суду, что Колесникова Н.А. имеет в собственности дом в <адрес>, в котором проживает сама с 2006 года, а так же с нею проживают дочь ФИО13., зять ФИО16., и внуки ФИО22. и ФИО19.

Учитывая изложенное, суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств, того, что она постоянно проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, иного пригодного для проживания жилого помещения они не имеют, в силу чего требования истцов о признании факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Что касается требования истца о включении из в список граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, суд считает их не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Включение в списки граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья производится по итогам заседания комиссии, утвержденной Министерством социальной защиты населения Амурской области с соблюдением гражданами определенных условий, предусмотренных Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской области № 520от 28 октября 2013 года, в частности, после предоставления документа, подтверждающего отказ от прав собственности на пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации имущество. Кроме того, суд учитывает положения Правил о единоразовости предоставления данной социальной выплаты, а так же то, что социальная выплата предоставляется собственнику и (или) членам его семьи, с учетом всех членов семьи, проживавших в жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что включение в списки граждан-получателей социальной выплаты не может быть произведено в отрыве от собственника жилого помещения либо члена семьи собственника, обратившегося за получением выплаты (в случае, если собственник не проживал в данном жилом помещении), включению в списки подлежит лицо, обратившееся с соответствующим заявлением, в составе всех членов его семьи, а не каждый из членов семьи в отдельности.

В силу изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, поскольку удовлетворение таких требований повлечет подмену судом органа, компетентного на принятие соответствующих решений, более того, повлечет включение в данные списки истца без учета остальных членов семьи, в интересах которых собственник также обращался с заявлением на получение социальной выплаты.

Рассматривая требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Колесниковой Н.А. к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, включении в список граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья – удовлетворить в части.

Признать факт постоянного проживания Колесниковой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на день объявления чрезвычайной ситуации на территории Гродековского сельсовета – 05 августа 2013 года.

В остальной части требований отказать.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий:         

2-332/2014 ~ М-288/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Колесникова Наталья Александровна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Адм-я Гродековоского сельсовета
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Палатова Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
10.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2014Передача материалов судье
17.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2014Судебное заседание
10.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее