Решение по делу № 2-1509/2014 ~ М-1441/2014 от 16.10.2014

                             №2-1509/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                              <адрес>

        Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №01-24-2572/01),

представителя третьего лица отдела опеки и попечительства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №01-24-1190/01),

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании лицом из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (далее по тексту – администрации МР <адрес> РБ) о признании лицом из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, об обязании предоставить жилое помещение, указывая в обоснование, что он относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет. Его мать - ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец – ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ его брат – ФИО1 назначен его опекуном. В период с 2006 года по 2009 год он обучался в профессиональном лицее <адрес>. В настоящее время зарегистрирован по адресу: РБ, <адрес>, д. Тау, <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>, ком. 24. В собственности своего жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МР <адрес> РБ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ранее с подобным заявлением не обращался, узнал о такой возможности лишь в июле 2014 года. Администрацией МР <адрес> РБ ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с достижением 23 лет. Не соглашаясь с решением органа местного самоуправления, истец ссылается на то, что до достижения 23 лет он не был обеспечен жильем, несмотря на то, что относился к числу детей сирот, нуждающихся в жилом помещении, уполномоченные органы каких-либо действий по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период его несовершеннолетия не предпринимали. С учетом изложенного истец просит признать его лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию МР <адрес> РБ предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет.

В ходе судебного заседания истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, суду пояснил, что жилое помещение, которое было закреплено за ним, снесено в связи с ветхостью, на его месте построен новый жилой дом, в котором он зарегистрирован.

Представитель ответчика администрации МР <адрес> РБ ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что в период несовершеннолетия за ФИО1 имелось закрепленное жилое помещение.

Представитель третьего лица отдел опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Представители третьих лиц Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Госстрой РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных возражениях представители Министерства образования РБ, Министерства финансов РБ, Госстроя РБ просили дело рассмотреть в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать.

Выслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика администрации МР <адрес> РБ ФИО2, представителя третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ ФИО8, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с ДД.ММ.ГГГГ изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, согласно абз. 1 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Положения ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Закона, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу, и в настоящее время законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения данной категории лиц.

Как следует из материалов дела, ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ. Его родителями являлись: отец – ФИО5, мать – ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении серии VIII-АР №341909.

Из представленных в суд свидетельств о смерти следует, что отец истца – ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца – ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1 назначен его брат – ФИО14 ФИО13

В период с 2006 года по 2009 год ФИО1 обучался в профессиональном лицее <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию МР <адрес> РБ с заявлением о включении его в единый список граждан из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ответу начальника отдела опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ №ОП-1998 в удовлетворения заявления ФИО1 отказано в связи с нарушением им установленного Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срока обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в установленном законом порядке признан лицом из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, в период его несовершеннолетия на основании постановления главы администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ над ним устанавливалась опека.

При таком положении, принимая во внимание, что в силу ст. 3 ГПК РФ в судебном порядке подлежат восстановлению лишь нарушенные права и законные интересы, суд полагает, что оснований для установления ФИО1 в судебном порядке лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется, поэтому в удовлетворении его исковых требований в этой части следует отказать.

Далее. Положениями абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что правом на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного жилого помещения.

Как следует из постановления главы администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним ФИО1 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, с.<адрес> сельсовет, д. Тау.

Из справки главы администрации СП Лемезинский сельсовет ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанному жилому дому в настоящее время присвоен новый адрес: РБ, <адрес>, д. Тау, <адрес>.

Согласно справке главы администрации сельского поселения Лемезинский сельский совет МР <адрес> РБ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: РБ, <адрес>.

Из объяснений истца ФИО1 следует, что жилой дом в д. Тау являлся непригодным для проживания в связи с чем был снесен и на его месте в настоящее время его брат ФИО14 ФИО13 возвел новый жилой дом.

Вместе с тем, в материалах дела не имеется никаких доказательств того, что закрепленное за ФИО1 жилое помещение в установленном законом порядке признавалось непригодным для проживания.

В частности, из ответа заместителя главы администрации по строительству и жизнеобеспечению ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 с заявлением об обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, д. Тау, <адрес>, в администрациию МР <адрес> РБ не обращался.

В архиве ГУП БТИ РБ сведений на объект недвижимости по адресу: РБ, <адрес>, д. Тау, <адрес> не имеется.

При таком положении, когда закрепленное за ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, в установленном порядке непригодным для проживания не признавалось, доказательств того, что по окончании пребывания в учреждении профессионального образования и до достижения 23-летнего возраста (до 2012 года) ФИО1 обращался в уполномоченный орган по вопросу признания закрепленного за ним жилого помещения непригодным для проживания и постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не представлены, суд полагает, что ФИО1 не может быть отнесен к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.

В ходе судебного заседания истец не оспаривал наличия у него в настоящее время права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: РБ, <адрес>.

Отсутствие жилого помещения на праве собственности само по себе не порождает у лица из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, поскольку закон связывает наличие такого права лишь с отсутствием права пользования каким-либо жилым помещением.

С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании лицом из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, об обязании представить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда сроком на пять лет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                             Р.Р.Сафина

2-1509/2014 ~ М-1441/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мухутдинов Василь Вакильевич
Ответчики
Администрация муниципаьного района Иглиснкий район РБ
Другие
Министерство финансов Республики Башкортостан
Министерство образования Республики Башкортостан
отдел опеки и попечительства администрации муниципального района иглиснкий район РБ
Правительство Республики Башкортостан
Суд
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Сафина Р.Р.
Дело на странице суда
iglinsky--bkr.sudrf.ru
16.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2014Передача материалов судье
17.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2014Подготовка дела (собеседование)
11.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2014Судебное заседание
16.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее