Решение по делу № 33-846/2016 от 06.10.2016

Судья <...>                           

Дело № 33-846/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 октября 2016 года                                                                               г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

Председательствующего Кукшиновой О.М.,

судей Кнепмана А.Н., Тараника В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.08.2016, которым постановлено:

Иск Заинчковской А.А., общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» денежные средства в размере <...> рублей по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от <...> № <...>, выданному Заинчковской А.А., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...> путем перечисления на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Дальневосточном банке АКБ «БЭНК ОТ ЧАЙНА» (АО).

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя истицы Заинчковской А.А. - Пекарь М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заинчковская А.А. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании денежных средств по сертификату. В обоснование иска указала, что являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>, который попал в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году. Заключением межведомственной комиссии № <...> от <...>, принадлежащее ей жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания граждан, в связи с чем она была включена в списки граждан, имеющих право на получение денежных средств на приобретение жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО в 2013 году. На её имя выдан сертификат на сумму <...> рублей о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения. <...> между ней и ООО «Стройэлитцентр» заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>. Стоимость квартиры составила <...> рублей. <...> к указанному договору купли-продажи заключено дополнительное соглашение по уточнению пункта 4.

<...> она получила свидетельство о праве собственности на указанную выше квартиру и обратилась с заявлением и необходимыми документами в ОГКУ «МФЦ» для перечисления денежных средств по сертификату на имя продавца по договору.

<...> ей дан ответ, что выплата денежных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 производится только тем гражданам, судебные решения которых о признании их пострадавшими вступили в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015, в связи с чем выплата денежных средств не может быть произведена.

Считает, что отсутствие перечислений денежных средств из федерального бюджета в бюджет ЕАО, а также отсутствие вступившего в законную силу решения суда в период с 30.09.2014 по 15.06.2015 не может, являться основанием ограничения её в жилищных правах, гарантиях, указанных в Указе Президента РФ от 31.08.2013г. № 693.

Просила взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счёт средств из федерального бюджета денежные средства в размере <...> рублей по сертификату № <...> от <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, выданного Заинчковской А.А., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...> путём перечисления на расчётный счёт продавца ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытого в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая (Элос).

Определением судьи от 15.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено правительство ЕАО, изменён процессуальный статус третьего лица ООО «Стройэлитцентр» на соистца и приняты к производству требования о взыскании с ответчика денежных средств размере <...> рублей, путём перечисления на расчётный счёт № <...>, открытый в Дальневосточном банке АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА» (АО).

Заинчковская А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истицы Кутько Н.А. поддержала заявленные требования, суду пояснила, что денежные средства по договору до настоящего времени не перечислены.

Представитель ООО «Стройэлитцентр» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В. не признала заявленные требования. Указала, что в 2015-2016 годах денежные средства выплачивались гражданам. Истцу был выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения. Сертификат выдаётся ОГКУ «МФЦ» и является именным документом, гарантирующим, что продавцу жилого помещения будет перечислена денежная сумма, причитающаяся конкретному получателю выплаты. Следовательно, выдав сертификат, ОГКУ «МФЦ» стал гарантом перечисления денежных средств конкретному получателю выплат. Полагала, что в результате неправомерных действий ОГКУ «МФЦ» было нарушено право истца, как добросовестного приобретателя.

Представитель третьих лиц правительства ЕАО и комитета социальной защиты населения правительства ЕАО Александрова Н.В. полагала исковые требования законными. Пояснила, что денежные средства пострадавшим от наводнения выдаются на основании Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354, которое существенно ограничивает круг получателей денежных средств. Истец не попала под действие данного Постановления, поэтому единственный способ получения денежных средств - на основании судебного решения.

Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, ОГБУ «МФЦ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Цепляева Ю.В. просила решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Мотивируя жалобу, указала, что ОГКУ «МФЦ», выдав сертификат, стало гарантом перечисления денежных средств конкретному получателю выплат. При наличии денежных средств в 2014-2015 годах, в 2016 году на указанные цели ОГКУ «МФЦ» перечислены не были. В результате неправомерных действий ОГКУ «МФЦ» было нарушено право истицы оплатить приобретённое ею жильё. В соответствии с действующим законодательством Министерство финансов РФ не несёт ответственность за неправомерные действия ОГКУ «МФЦ».

Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством не производит оплату денежных сертификатов физическим лицам и не принимает решение о выделении трансфертов на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Требования ст. 74 БК РФ по доведению бюджетных ассигнований на реализацию мер государственной поддержки Министерством финансов РФ в 2015-2016 годах исполнены. Денежные средства поступили в бюджет ЕАО.

С истцами ответчик никакими правоотношениями не связан, денежных обязательств перед ними не имеет. Таким образом, фактические обстоятельства причинения вреда истцам Министерством финансов РФ не установлены.

Истица Заинчковская А.А., представитель истца ООО «Стройэлитцентр», представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представители третьих лиц ОГБУ «МФЦ», правительства ЕАО, управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФв апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы Заинчковской А.А. - Пекарь М.А. с решением суда согласилась, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 ст. 3 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчёт выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.

Согласно пункту 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краёв, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе (Приложение № 11(1).

В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов.

В связи с чем Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В соответствии со статьёй 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

Из материалов дела установлено, что Заинчковская А.А. включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 г. для получения государственной поддержки в денежной форме в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.

<...> ОГБУ «МФЦ» на имя Заинчковской А.А. выдан сертификат № <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью <...> кв.м на сумму <...> рублей. Сертификат выдан взамен сертификата от <...> № <...>.

<...> между ООО «Стройэлитцентр» (продавец) и Заинчковской А.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>.

Согласно п. 4 договора стоимость квартиры составляет <...> рублей. Указанная сумма оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении денежных средств на приобретение жилого помещения от <...> № <...>, выданного на имя Заинчковской А.А.,за счёт средств федерального бюджета. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется ОГКУ «МФЦ» на расчётный счёт продавца ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая (Элос)», в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.

<...> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО истице выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанный выше объект недвижимости.

Дополнительным соглашением к договору купли-продажи квартиры от <...> стороны договорились внести изменения в п. 4 договора, указав сертификат от <...> № <...>.

<...> Заинчковская А.А. обратилась в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о перечислении денежных средств в соответствии с выданным ей сертификатом на приобретение жилого помещения взамен утраченного, на расчётный счёт продавца ООО «Стройэлитцентр» № <...>.

<...> ОГБУ «МФЦ» уведомило истицу о том, что выплата денежных средств по сертификату не может быть произведена в силу того, что она не была признана в судебном порядке пострадавшей в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.» приняты Правила, которые устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.

17.12.2015 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и правительством ЕАО заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мер государственной поддержки.

Денежные средства из федерального бюджета в бюджет Еврейской автономной области поступили, их неизрасходованный остаток 21.01.2016 возвращён в федеральный бюджет.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая, что право       Заинчковской А.А. на меру государственной поддержки в виде перечисления продавцу ООО «Стройэлитцентр» денежных средств за приобретённое жилое помещение реализовано не было, в виду того, что действие Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 на истицу не распространяется, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, возложив обязанность по перечислению денежных средств по сертификату на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов, правомерно указав на то, что отсутствие финансирования из федерального бюджета и заключенного между главным распорядителем и правительством ЕАО соглашения о предоставлении трансфертов в 2016 году, не является основанием для лишения Заинчковской А.А. предоставленной меры государственной поддержки

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

В связи с изложенным довод апелляционной жалобы о том, что из федерального бюджета в бюджет области поступали денежные средства на погашение задолженности перед Заинчковской А.А., однако ОГКУ «МФЦ» не перечислило их на указанные цели, подлежит отклонению, поскольку у ОГБУ «МФЦ» отсутствовали основания для перечисления на расчётный счёт ООО «Стройэлитцентр» денежных средств, поступивших из федерального бюджета в качестве иных межбюджетных трансфертов. При этом ОГБУ «МФЦ» не может нести ответственность за неисполнение РФ в лице Министерства финансов РФ своих обязательств.

Довод апелляционной жалобы о том, что по настоящему делу Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком, несостоятелен, поскольку, как указано выше в силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, а от имени казны Российской Федерации в качестве представителя ответчика выступает Министерство финансов РФ, в связи с чем суд обоснованно взыскал денежные средства с Министерства финансов РФ за счёт средств федерального бюджета.

Указание в жалобе на то, что Министерство финансов РФ не производит оплату денежных сертификатов и не принимает решений о выделении денежных средств (трансфертов) на ликвидацию последствий стихийных бедствий, правового значения при разрешении спора не имеет.

При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Поскольку в резолютивной части решения ошибочно указано наименование банка «БЭНК ОТ ЧАЙНА» вместо «БЭНК ОФ ЧАЙНА», судебная коллегия в силу статьи 200 ГПК РФ считает возможным исправить указанную описку.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Исправить описку в резолютивной части решения, указав наименование банка «БЭНК ОФ ЧАЙНА» вместо «БЭНК ОТ ЧАЙНА».

Председательствующий

Судьи

33-846/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Заинчковская А.А.
Стройэлитцентр ООО
Ответчики
Российская Федерация в лице Министерства финансов
Другие
Многофункциональный центр предоставления государственных и муницпальных услуг в ЕАО ОГКУ
Правительство ЕАО
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Управление архитектуры и строительства Правительства ЕАО
Комитет социальной защиты населения Правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
21.10.2016Судебное заседание
01.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее