Дело № 2-798/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 29 мая 2014 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием представителя истца Лобановой А.П., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг.,
третьего лица Мастерова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Т.А. к Кривошеиной А.В., Кривошеину С.В. о возложении обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Петрова Т.А. обратилась в суд с иском к Кривошеиной А.В., Кривошеину С.В. о возложении обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <***>, по договору купли-продажи от дд.мм.гггг г.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг между Петровой Т.А. (до заключения брака фамилия М.) и законным представителем ответчиков К.В.И.. был заключен договор купли-продажи жилого дома площадью 26,8 кв.м. с хозяйственными постройками, расположенными по адресу: <***>. Данный договор удостоверен нотариусом Ворончихиной Н.А. и зарегистрирован в реестре за №*** от дд.мм.гггг После этого право собственности на приобретенную недвижимость в Можгинском БТИ зарегистрировано не было. В настоящее время произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике не представляется возможным.
Согласно справке Можгинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» от дд.мм.гггг., указанный жилой дом значится за Кривошеиной А.В. и Кривошеиным С.В.. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о собственнике жилого дома отсутствуют.
После заключения вышеуказанного договора купли-продажи все обязательства между сторонами были исполнены, фактическая передача имущества от продавца к покупателю произошла, покупатель произвел оплату за приобретаемый жилой дом до подписания договора. С дд.мм.гггг до настоящего времени в доме зарегистрирован брат истца Мастеров Н.А.
В судебное заседание истица Петрова Т.А., ответчики Кривошеина А.В., Кривошеин С.В., представитель третьего лица Управления Росреестра по УР, третье лицо Мастеров А.Н. – не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
От ответчиков Кривошеиной А.В., Кривошеина С.В., представителя Управления Росреестра по УР Романюк Л.П. поступили заявления о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца Лобанова А.П. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Третье лицо Мастеров Н.А. суду пояснил, что несколько лет назад его сестра Петрова Т.А. купила жилой дом по адресу: <***>. После покупки дома он проживал там вместе с женой и сыном. Он и сын зарегистрированы в данном доме. В настоящее время сестра хочет продать дом, однако выяснилось, что договор купли-продажи в установленном порядке не был зарегистрирован.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг между К.В.И., действующей в качестве законного представителя несовершеннолетних детей Кривошеиной А.В., дд.мм.гггг рождения, Кривошеина С.В., дд.мм.гггг рождения, и М.Т.А. был заключен договор купли-продажи жилого дома, находящегося в <***>. Данный договор заключен в письменной форме и подписан сторонами.
Участвующими в деле лицами не оспаривается, что договор купли-продажи был исполнен: покупатель М.Т.А. оплатила стоимость недвижимого имущества, а законный представитель продавцов К.В.И. передала имущество истице.
дд.мм.гггг в связи с заключением брака М.Т.А. сменила фамилию на «Петрова».
С дд.мм.гггг в жилом доме зарегистрированы Мастерова Н.А. и М.А.Н..
Согласно справке Можгинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» от дд.мм.гггг., объект недвижимости по адресу: <***>, находится в собственности Кривошеиной А.В. и Кривошеина С.В. (по 1/2 доле у каждого).
На момент совершения сделки купли-продажи статьей 239 Гражданского кодекса РСФСР было установлено, что договор купли - продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
Как видно из представленных документов, вышеуказанный договор купли-продажи в установленном порядке не был зарегистрирован, что послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, после 01.03.2013 г. правила государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом не подлежат применению. Вместе с тем, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 г. № 154-О указано о том, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дд.мм.гггг подтверждается отсутствие регистрации права собственности за Петровой Т.А. на спорное имущество.
Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд установил, что договор купли-продажи жилого дома от дд.мм.гггг совершен в надлежащей форме, содержит все существенные условия. Указанная сделка исполнена обеими сторонами в соответствии с действующей на тот момент ст. 237 ГК РСФСР.
В настоящее время, при указанных обстоятельствах в силу п. 3 ст. 551 ГК РФ у истца возникло право на государственную регистрацию перехода права собственности на спорный жилой дом.
Как разъяснено в пунктах 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
В соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ ответчиками в судебное заседание представлены письменные заявления о признании иска. Последствия признания иска ответчикам разъяснены.
Суд принял признание иска ответчиками, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Петровой Т.А. о регистрации перехода права собственности на жилой дом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Петровой Т.А. к Кривошеиной А.В., Кривошеину С.В. о возложении обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом – удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности к Петровой Т.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <***>, по договору купли-продажи, заключенному дд.мм.гггг между К.В.И., действующей в качестве законного представителя несовершеннолетних детей Кривошеиной А.В., дд.мм.гггг.р., Кривошеина С.В., дд.мм.гггг.р., и М.Т.А..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья- Ю.А. Кожевникова