РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2019 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
при секретаре Голышевой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-303/2019 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО УК «Промкомстрой», администрации городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области о возложении обязанности по прекращению сброса сточных вод до получения права пользования водным объектом для целей сброса сточных вод и дренажных вод и возложении обязанности о прекращению сброса сточных вод до приведения объектов водопользования в состояние, позволяющее сбрасывать сточные воды, не превышающие установленным нормативам допустимого воздействия на водные объекты и нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах,
у с т а н о в и л:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО УК «Промкомстрой» о возложении обязанности по прекращению сброса сточных вод до получения права пользования водным объектом, указав в иске, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности сброса сточных вод выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод ООО УК «Промкомстрой». Установлено, что в результате деятельности ООО УК «Промкомстрой» (далее - общество) осуществляется сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища в районе <адрес> в северо-западной части пос. Междуреченск Сызранского района Самарской области.
Ссылаясь на ст. 58 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 4, 39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 3, ч. 3 ст. 11, ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации указал, что в нарушение указанных требований закона общество осуществляет сброс неочищенных сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование. Указанные нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Куйбышевское водохранилища является рыбохозяйственным водоемом, с естественным процессом воспроизводства различных видов рыб. Действиями предприятия по незаконному сбросу сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища нарушаются требования п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 года №997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», которым запрещен сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в водный объект создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения.
Поскольку сброс загрязненных сточных вод влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации - населения Самарской области, проживающего на территории области, а также лиц, временно находящихся на близлежащей территории, поскольку негативное влияние загрязненных сточных вод на водный объект ведет к затруднению водопользования водным объектов в питьевых, рыбохозяйственных, бытовых и иных целях.
В целях устранения нарушений прокуратурой 28.04.2018 года в адрес директора общества вынесено представление. При этом действенных мер, способствующих устранению нарушений, не предпринято.
Одним из способов защиты гражданских прав, изложенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является, в том числе такой способ защиты, как запрет осуществления определенной деятельности, в связи с чем, просил обязать ООО УК «Промкомстрой» прекратить сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища до получения права пользования водным объектом; осуществить указанные мероприятия в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Панасов Н.М. исковые требования уточнил, просил обязать ООО «УК «Промкомстрой» прекратить сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища до получения права пользования водным объектом для целей сброса сточных вод и дренажных вод. Указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области прекратить сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища до приведения объектов водопользования в состояние позволяющее сбрасывать сточные воды, не превышающие установленным нормативам допустимого воздействия на водные объекты и нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель ответчика ООО УК «Промкомстрой», надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия, поддержав доводы, изложенные в судебном заседании 16.05.2019 года.
Представитель ответчика ООО УК «Промкомстрой» - Кульбейкина М.В., действующая на основании доверенности № от 04.02.2019 года, в судебном заседании 16.05.2019 года пояснила, что 30 сентября 2014 года между Администрацией городского поселения Междуреченск (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Промкомстрой» (арендатор) был заключен договор аренды объектов инженерной инфраструктуры по водоотведению. Согласно пункта 1.1. которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество - объекты инженерной инфраструктуры по водоотведению, расположенные по адресу: Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Междуреченск для обеспечения, содержания и оказания услуг по водоотведению. Согласно этого договора арендатор может только эксплуатировать инженерную инфраструктуру и осуществлять текущий ремонт объектов. В договоре аренды объектов инженерной инфраструктуры не предусмотрено соблюдение экологических требований при эксплуатации инженерной инфраструктуры по водоотведению и получение Решения на предоставление водного объекта в пользование, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Собственником и балансодержателем имущества является Администрация городского поселения Междуреченск, которая осуществляет владение, пользование и распоряжение данным имуществом. Очистные сооружения п.г.т. Междуреченск находятся в полуразрушенном, недостроенном состоянии и до сих пор не сданы в эксплуатацию. О неисправном, нерабочем состоянии данных объектов хорошо известно администрации городского поселения Междуреченск, администрации Сызранского района Самарской области и всем правоохранительным и природоохранным органам Самарской области. Получить решение о предоставлении водного объекта в пользование и разрешение на сброс сточных вод для ООО УК «Промкомстрой» не предоставляется возможным.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика администрации городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области – Глава администрации городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области Батяева О.В. в судебном заседании против уточненных исковых требований Самарского межрайонного природоохранного прокурора не возражала, оставила решение по заявленным исковым требованиям на усмотрение суда и пояснила, что очистные сооружения находятся в аренде у управляющей компании ООО «УК «Промкомстрой» с 30.09.2014 года по настоящее время. Строительство и реконструкция очистных сооружений требует значительных вложений финансовых средств, которыми органы местного самоуправления и арендуемая организация не располагают. В настоящее время очистные сооружения, расположенные по адресу: Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Междуреченск, <адрес> вошли в федеральную программу «Оздоровление Волги» 2019 – 2024 гг., строительство и реконструкция которых запланированы на 2023 – 2024 годы.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации муниципального района Сызранский Самарской области – Машин Д.Г., действующий на основании доверенности № от 11.01.2019 года в судебном заседании против уточненных исковых требований Самарского межрайонного природоохранного прокурора не возражал, оставил решение по заявленным исковым требованиям на усмотрение суда.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Из статьи 58 Конституции Российской Федерации следует, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно пункту 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1).
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты: содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым водным объектам (ч. 2).
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах: зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранной зоны озера Байкал, рыбохозяйственных заповедных зон (ч. 3).
Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 4).
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч.2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Частью 3 статьи 11 Водного Кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях … сброса сточных вод … забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Из ч.4 ст. 35 Водного Кодекса Российской Федерации следует, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты могут использоваться с обязательным осуществлением мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
В соответствии с ч.6 ст. ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что объект инженерной инфраструктуры по водоотведению (очистные сооружения), расположенный по ул. Ленина в п.г.т. Междуреченск Сызранского района Самарской области является собственностью администрации п.г.т. Междуреченск, но права на него надлежащим образом не зарегистрированы. Администрацией оформлен и поставлен на кадастровый учет только земельный участок на котором расположен вышеуказанный объект, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Между администрацией городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области и ООО «УК «Промкомстрой» 30.09.2014 года был заключен договор аренды объектов инженерной инфраструктуры по водоотведению, согласно п. 1.1. которого администрация городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество ООО «УК «Промкомстрой», а ООО «УК «Промкомстрой» принял в аренду объекты инженерной инфраструктуры по водоотведению расположенные по адресу: Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Междуреченск, для обеспечения, содержания и оказания услуг по водоотведению. Пунктом 2.1.2. договора предусмотрено, что администрация городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области обязуется производить капитальный ремонт имущества. В обязанности арендатора пунктами 2.2.1. – 2.2.3. договора входит: использовать имущество исключительно по прямому назначению согласно п. 1.1. договора; не производить никаких перепланировок и переоборудования без письменного разрешения администрации городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области; своевременно производить за свой счет текущий ремонт. Срок аренды установлен п. 4.1. договора и составляет с 30.09.2014 года до заключения концессионного соглашения.
По акту приема-передачи администрацией городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области объекты инженерной инфраструктуры по водоотведению, в том числе объект, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, п.г.т. Междуреченск, <адрес> – здание до очистки на очистных сооружениях сданы в аренду ООО «УК «Промкомстрой».
Концессионное соглашение на момент рассмотрения дела не заключено, указанные объекта находятся в фактическом пользовании на основании вышеуказанного договора аренды у ООО УК «Промкомстрой».
Из ответа заместителя руководителя – начальника отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ следует, что на 14.02.2019 года в государственном водном реестре водопользователь ООО УК «Промкомстрой» не зарегистрирован (л.д. 9).
Также судом установлено, что по результатам анализа состояния законности сброса сточных вод Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод ООО УК «Промкомстрой», в результате деятельности которого осуществляется сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища в районе <адрес> в северо-западной части пос. Междуреченск Сызранского района Самарской области, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект (л.д. 18).
По данному факту 28.04.2018 года Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в целях устранения нарушений в адрес директора ООО УК «Промкомстрой» вынесено представление об устранении нарушений законодательства причин и условий им способствующих № (л.д. 10 – 11).
Приказом № от 08.06.2018 года начальник ПТО ООО «УК «Промкомстрой» за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей был привлечен к дисциплинарному взысканию в виде замечания (л.д. 13).
Исходя из установленных судом обстоятельств, проанализировав в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Самарского межрайонного природоохранного прокурора, которые подлежат удовлетворению, поскольку в результате деятельности ООО «УК «Промкомстрой» осуществляется сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища в районе <адрес> в северо-западной части пос. Междуреченск Сызранского района Самарской области, без соответствующих разрешения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Поскольку собственником объекта является администрация городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области, которая по договору аренды от 30.09.2014 года и акту приема-передачи передала данный объект в аренду ООО «УК «Промкомстрой», требование заявлено к надлежащим ответчикам.
Доводы представителей ответчиков администрации городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области и ООО УК «Промкомстрой» об отсутствии денежных средств и невозможности обеспечить исполнение требований в установленный срок, не могут быть приняты судом и являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку соблюдение вышеуказанного законодательства не может ставиться в зависимость от отсутствия денежных средств на проведение работ по реконструкции объектов водопользования и приведения их в состояние позволяющее сбрасывать сточные воды не превышающие установленным нормативам допустимого воздействия на водные объекты и нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «УК «Промкомстрой» прекратить сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища до получения права пользования водным объектом для целей сброса сточных вод и дренажных вод. Указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области прекратить сброс сточных вод в залив Усинский Куйбышевского водохранилища до приведения объектов водопользования в состояние позволяющее сбрасывать сточные воды не превышающие установленным нормативам допустимого воздействия на водные объекты и нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Указанные мероприятия осуществить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 31 мая 2019 года
Судья-