дело №2-1269/20
24RS0004-01-2020-000678-33
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой Е.С.,
при секретаре Ленинг Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Кузнецова Я.В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к Кузнецовой Я.В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. Требования мотивированы тем, что истцом 17.10.2019г. проведено рейдовое мероприятие на территории <адрес>, п. Березовка, <адрес>. По результатам рейда установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства склада, расположено несанкционированное складирование отходов в виде лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, лома бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме. Несанкционированная свалка содержит отходы строительства и ремонта, объем таких отходов составляет около 500 куб.м., общая площадь 800 кв.м. Несанкционированное складирование отходов строительства и ремонта осуществляется на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Кузнецовой Я.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН. Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края просит обязать Кузнецову Я.В. со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером №, координаты: 1 N56o02'00,44" E 93o 08'19,86"; 2 N56o02'00,77" E 93o08'21,29"; 3 N56o01'59,91" E 93o 08'22,12"; 4 N56o01'59,67" E 93o 08'21,02"; 5 N56o01'59,71" E 93o 08'20,48".
В судебное заседание представитель истца - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Кузнецова Я.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщила, возражений относительно заявленных требований не представила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
С согласия представителя истца, изложенного в письменном виде, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 10 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.ст.4, 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено п.1 ст. 25 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под государственным надзором в области обращения с отходами понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 39 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст. 39 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 п. 1 ст. 39 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой статьи 42 этого же кодекса).
Как видно из материалов дела, на основании приказа №-од от 10.10.2019г. проведен осмотр территории: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, в ходе которого установлено, что отходы от строительства и ремонта (лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме и пр.) складируются на почве земельного участка с кадастровым номером № (п. Березовка, <адрес>), что подтверждается актом проведения планового (рейдового) осмотра, обследования от 17.10.2019г., а также фотоматериалом, картой-схемой.
Согласно приложению к акту рейдового осмотра от 17.10.2019г. свалка расположена на территории п. Березовка <адрес> Красноярского края в следующих точках: 1 N56o02'00,44" E 93o 08'19,86"; 2 N56o02'00,77" E 93o08'21,29"; 3 N56o01'59,91" E 93o 08'22,12"; 4 N56o01'59,67" E 93o 08'21,02"; 5 N56o01'59,71" E 93o 08'20,48".
Согласно выписки из ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>, является Кузнецова Я.В.
Таким образом, судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>, расположена несанкционированная свалка, хранение на нем мусора противоречит санитарно-эпидемиологическому и природоохранному законодательству, в связи с чем Кузнецова Я.В. обязана произвести ликвидацию несанкционированной свалки, по вышеуказанному адресу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что поскольку истцом заявлены требования о ликвидации свалки, расположенной на земельном участке, принадлежащем Кузнецовой Я.В. обязанность по организации устранения указанных несанкционированных свалок лежит на собственнике.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Кузнецова Я.В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворить.
Обязать Кузнецова Я.В., <дата> года рождения, зарегистрированную по месту жительства: Красноярский край, <адрес>, 14-18, ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером №, координаты: 1 N56o02'00,44" E 93o 08'19,86"; 2 N56o02'00,77" E 93o08'21,29"; 3 N56o01'59,91" E 93o 08'22,12"; 4 N56o01'59,67" E 93o 08'21,02"; 5 N56o01'59,71" E 93o 08'20,48".
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2020 года.
Судья Е.С. Воронова