Дело № 2-60/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2017 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,
при секретаре Политико Л.Е., с участием
старшего помощника прокурора Центрального района г.Красноярска Смирновой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского края в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края к Середкиной ЮВ о возложении обязанности привести перепланированное жилое помещение в прежнее состояние и истребовании из чужого незаконного владения, встречному иску Середкиной ЮВ к Красноярскому краю в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании отсутствующим права государственной собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (АУГИ КК) обратилось в суд с иском к Середкиной Ю.В. о возложении обязанности привести в прежнее состояние перепланированное жилое помещение по адресу: по адресу: <адрес>, площадью 22,7 кв.м., и истребовании его из чужого незаконного владения. Свои требования истец мотивировал тем, что в ЕГРПНИ зарегистрировано право собственности субъекта РФ – Красноярского края на указанное жилое помещение, данная квартира учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края. В ходе проверки сохранности объекта государственной казны установлено, что квартира по адресу: <адрес>1, площадью 22,7 кв.м., путем перепланировки объединена с квартирой № 2 по указанному адресу, площадью 22,6 к.м.. Общая площадь объединенного жилого помещения составила 45,4 кв.м. Ответчик Середкина Ю.В. является собственником квартиры № 2 на основании договора приватизации жилого помещения, документов, подтверждающих право собственности или иного вещного права на квартиру № 1 у последней не имеется. Поскольку в результате самовольной перепланировки указанных жилых помещений во владении Середкиной Ю.В. оказалась принадлежащая истцу квартира № 1, просил обязать ответчика привести в ее прежнее состояние, освободить и передать истцу.
Середкина Ю.В., в свою очередь, обратилась к Красноярскому краю в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края со встречными требованиями о признании отсутствующим права государственной собственности на жилое помещение, мотивируя тем, что квартира № 1 по указанному адресу неправомерно было включено в реестр государственной собственности, таковой собственностью не является. Также указала, что являлась работником государственного предприятия Красноярская обувная фабрика, которая с 01.06.1992 года была реорганизована в АО «Ионесси». Решением профсоюзного комитета по указанному месту работы ей была выделена в 1988 году квартира № 2, а затем на основании ее заявления на расширение жилой площади в 1991 году профкомом предприятия ей и членам ее семьи была выделена квартира № 1. В 1992 году обе квартиры были объединены в одно жилое помещение, площадью 44,2 кв.м. Жилищно-коммунальные платежи Середкина Ю.В. оплачивает с учетом произведенной перепланировки из расчета площади 44,2 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края Политова О.А. (по доверенности от 26.10.2016 года) заявленные требования поддержала.
Ответчик Середкина Ю.В. и ее представитель Голенцова Е.А. (по доверенности от 15.0.2016 года) против иска возражали, поддержали доводы встречного иска.
Третьи лица Григорьева С.В., Зайцева О.И. полагали необходимым удовлетворить встречные исковые требования.
Представители третьих лиц Администрации г.Красноярска, Управления Росреестра по Красноярскому краю в зал суда не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего необоснованными требования АУГИ КК и законными требования встречного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», - объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В п. 1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другими юридическими лицами.
Таким образом, объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>, площадью 22,7 кв.м. зарегистрировано на праве собственности за Субъектом Российской Федерации – <адрес> (регистрационная запись 24№ что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2014 года. Из данного документа также следует, что основанием для регистрации данного права явился Приказ Управления имущественных отношений Администрации Красноярского края № 06-1027п от 06.09.2004 года.В ходе проверки истцом сохранности объекта государственной казны установлено, что квартира по адресу: <адрес>1, площадью 22,7 кв.м., путем перепланировки объединена с квартирой № 2 по указанному адресу, площадью 22,6 к.м., собственником которой является Середкина Ю.В. В результате объединения квартир, общая площадь занимаемого ответчиком и членами ее семьи жилого помещения составила 45,4 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается актом № от 28.08.2015 года, составленным по результатам проверки.
Квартира № 2 по адресу: <адрес> принадлежит Середкиной Ю.В. на основании договора о приватизации жилого помещения от 01.04.1993 года, заключенного между ответчиком и Агентством по приватизации, обмену и продаже жилых помещений, действующим на основании договора с АО «Ионесси». Согласно данному договору в собственность Середкиной Ю.В. передана квартира № 2, общей площадью 22,6 кв.м., в том числе жилой – 15 кв.м.
Договор заключен на основании заявления Середкиной Ю.В. от 11.01.1993 года в котором ответчик указа, что имеет намерения приватизировать именно <адрес>, общей площадью 22,6 кв.м., жилой 15 кв.м. Соответствующие материалы, подтверждающие данные обстоятельства представлены по запросу суда МКУ <адрес> «Центр недвижимости».
На регистрационном учете по адресу: <адрес> <адрес>, состоят: Середкина Ю.Ф. и члены ее семьи дочь Зайцева О.И. и внуки Григорьева С.В., Зайцев А.Н. Со слов ответчика последний по указанному адресу не проживает.
Из выписки из домовой книги и ФЛС следует, что квартира № 2 по указанному адресу имеет общую площадь 44,2 кв.м. Оплата коммунальных платежей производится с учетом данной площади, что следует из представленных ответчиком квитанций за октябрь 2014 года.
Из представленных ФГУП «Ростехинвентаризация» технических паспортов и кадастровых дел, а также, согласно пояснениям ответчика и третьих лиц Зайцевой О.И., Григорьевой С.В. следует, что в отношении квартир осуществлены следующие изменения: холодные «сени» обеих квартир объединены в одно помещение, которое утеплено и преобразовано в теплый коридор с оборудованием санузла, при этом вход с улицы в сени квартиры № 2 демонтирован. Кроме того, в квартире № 1 демонтирована печь.
Из материалов дела также следует, что ранее жилой дом по <адрес> в г.Красноярске принадлежал ЗАО «Ионесси» (ранее – ГП Красноярское промышленно-торговое обувное объединение).
По сведениям ООО «Ионесси Сервис» указанный жилой дом был приватизирован поквартирно полностью по состоянию на 2004 год. По состоянию на 2003 года Комитет по государственному имуществу указывал на то, что квартира № 3 данного дома является государственной собственностью, в отношении остальных квартир Комитет о своих правах и правах государства не сообщил. Квартиры, расположенные в данном доме были списаны с баланса ЗАО по производству обуви «Ионесси» на основании соответствующего приказа от 07.12.2004 года. По имеющимся сведениям дом был передан на содержание МУП ПЖРЭТ-2. Подтвердить документально факт предоставления Середкиной Ю.Ф. квартиры № 1, расположенной в данном жилом доме не представилось возможным ввиду уничтожения архивных документов в результате подтопления.
Согласно плану приватизации Красноярского промышленно-торговое обувного объединения, в муниципальную собственность передано объектов социальной инфраструктуры на суму 1 335,8 тыс. руб. Из акта оценки стоимости непроизводственных основных средств, подлежащих безвозмездной передаче, следует, что в жилой фонд, подлежащий данной передаче в муниципальную собственность включен жилой дом № 100 по ул.Полярная (впоследствии 1-ая Полярная).
По сведениям ДМИЗО Администрации г. Красноярска, по состоянию на 10.02.2017 года квартиры № 1 и № 2 по адресу: г.Красноярск, ул.1-ая Полярная, 100 в реестр муниципальной собственности не включались.
Оценивая доводы сторон и представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что согласно ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики, действовавшего на момент вынесения Приказа Управления имущественных отношений Администрации Красноярского края № 06-1027п от 06.09.2004 года «Об объектах государственной собственности Красноярского края», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность при приватизации предприятия - Красноярскон промышленно-торгового обувное объединение.
Квартира № <адрес> в <адрес>, наряду с иными жилыми помещениями, входила в состав жилищного фонда предприятия, и, в соответствии нормами действующего законодательства, подлежала передаче и была фактически передана в органам муниципальной власти. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела.
Отсутствие указанного жилого помещения в реестре муниципальной собственности не опровергает факта нахождения спорной квартиры в собственности муниципального образования.
Таким образом, приказ Управления имущественных отношений Администрации Красноярского края приказа № 06-1027п от 06.09.2004 года был издан с нарушением требованием закона, за пределами полномочий, следовательно, данный документ, как и действия по включению спорной квартиры в реестр государственной собственности Красноярского края, не может порождать какие-либо юридически значимые последствия.
По данной причине, суд полагает, что право собственности у субъекта РФ - Красноярского края в отношении спорного жилого помещения не возникло, что является основанием для признания зарегистрированного права государственной собственности <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью22,7 кв.м. (регистрационная запись №) отсутствующим.
Осуществить регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости, а также предъявить требования к надлежащему собственнику, без исключения сведений о правах другого лица на квартиру, не представляется возможным, в связи с чем избранный Середкиной Ю.В. способ защиты права не противоречит ст. 12 ГК РФ.
Соответственно, поскольку Красноярский край не обладает полномочиями собственника указанного объекта недвижимости, то он не вправе предъявлять заявленные в иске требования.
На данном основании суд полагает необходимым отказать Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края в удовлетворении иска к Середкиной Ю.В.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края в удовлетворении иска к Середкиной ЮВ о возложении обязанности привести перепланированное жилое помещение по адресу: <адрес>1, площадью 22,7 кв.м., в прежнее состояние и истребовании его у ответчика.
Встречный иск Середкиной ЮВ к Красноярскому краю в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края удовлетворить.
Признать отсутствующим право государственной собственности Красноярского края жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью22,7 кв.м. (регистрационная запись №).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Крюкова