Дело № 2-292/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2015 года пгт.Карымское
Карымский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при секретаре Галеудиновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Скубо Нэли Александровны к ГКУ «Единый социальный расчетный центр <адрес>» в лице Карымского филиала ГКУ «Единый социальный расчетный центр <адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> (третье лицо Министерство финансов <адрес>) о признании права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, имеющим стаж работы в образовательных учреждениях более 10 лет, проживающим в поселке городского типа, и вышедшим на пенсию, возложении обязанности на ГКУ «Единый социальный расчетный центр <адрес>» производить компенсацию,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Карымский районный суд <адрес> с названным исковым заявлением. Заявленные требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки по заявлению Скубо Н.А. выявлено несоблюдение ГКУ «Единый социальный расчетный центр» <адрес> (далее ГКУ «ЕСРЦ») законодательства о социальной защите населения. Так, Скубо Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в качестве педагогического работника, в том числе в должности воспитателя и заведующего детского сада «Солнышко» комбината Байкал Главного управления по гос.резервам, не относящегося к краевым государственным или муниципальным учреждениям. Общий трудовой стаж в поселке городского типа истца составил свыше 10 лет, а именно 29 лет 04 мес. На учете в филиале ЕСРЦ по <адрес> Скубо состоит с 01.01.2008, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пользовалась мерами социальной поддержки как пенсионер из числа педагогических работников образовательных организаций <адрес>, проживающих в поселке городского типа и имеющих общий стаж работы в поселке городского типа свыше 10 лет. Ежемесячная выплата (далее ЕДВ) <данные изъяты> Данным законом уточнена форма собственности образовательных учреждений, педагогическая деятельность в которых предполагает предоставление мер социальной поддержки, при этом Скубо прекращены выплаты в связи с тем, что она осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении не являющегося краевым государственным либо муниципальным учреждением. В связи с инвалидностью Скубы ей была назначена ЕДВ в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», подлежащая выплате с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Поскольку Скубо пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующим законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом РФ «Об образовании», не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, то факт того, что она занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющегося краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение названных льгот при выходе на пенсию. Правительством РФ нормативно-правовых актов, регулирующих порядок выплаты указанных социальных пособий не принято, однако данное обстоятельства не свидетельствует об отсутствии бюджетного механизма покрытия возникающих у субъектов РФ расходов на оплату ЕДВ на ЖКУ за счет средств федерального бюджета. Просит признать права Скубо Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, имеющим стаж работы в образовательных учреждениях более 10 лет, проживающим в поселке городского типа, и вышедшим на пенсию, обязать ГКУ «Единый социальный расчетный центр <адрес>» производить компенсацию Скубо Н.А. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, и вышедшему на пенсию, начиная с вступления решения суда в законную силу.
<данные изъяты>
В последующем прокурор уточнил требования, заявив о признании права Скубо Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, имеющим стаж работы в образовательных учреждениях более 10 лет, проживающим в поселке городского типа, и вышедшим на пенсию. Обязать ГКУ «Единый социальный расчетный центр <адрес>» производить Скубо Н.А. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, и вышедшему на пенсию с 01.06.2014. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> за счет средств бюджета <адрес> возмещать расходы на компенсацию оплаты Жилого помещения, отопления и освещения, произведенной Скубо Н.А.
Извещенные надлежащим образом, прокурор, Скубо Н.А., Министерство труда и социальной защиты населения ЗК, Министерство финансов <адрес>, в судебное за заседание не явились и своих представителей не направили. Ходатайств и заявлений от данных лиц не поступало.
Директор филиала ГКУ «Единый расчетный центр <адрес>» на территории муниципального района «<адрес>» ФИО6, в судебном заседании требования не признала по доводам изложенным в Отзыве на иск, согласно которому Министерство труда и соц.защиты <адрес> является исполнительным органом гос.власти <адрес>, осуществляет предоставление мер социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций <адрес> муниципальных образовательных организаций, проживающих в сельской местности, ПГТ <адрес> и имеющих общий стаж работы в сельской местности, пгт не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ. До ДД.ММ.ГГГГ к данной категории граждан относились пенсионеры из числа педагогических работников, медицинских работников, библиотекарей и пр., являвшихся штатными работниками образовательных учреждений, имеющие общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках не менее 10 лет, которым на момент выхода на пенсию предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Пенсионеры из числа педагогических работников, работающих в ведомственных образовательных учреждениях не имеют право на предоставление компенсации по ЗЗК вступившего в законную силу 18.04.2014, ни в прежней его редакции ни в действующей. Кроме того, не определен порядок законом предоставления мер социальной поддержки и их финансирование указанной категории граждан. Возложение обязанности по финансированию льгот должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам (л.д.69-72).
Согласно представленного Отзыва на исковые требования Министерство труда и социальной защиты <адрес>, возражает против удовлетворения требований, так как Скубо осуществляла трудовую деятельность в качестве педагогического работника в должности воспитателя и заведующей детского сада комбината Байкал Росрезерва, являющегося Федеральным государственным учреждением и не относящегося к краевым государственным или муниципальным учреждениям, следовательно она не имеет право на меру социальной поддержки по оплате жилых помещений в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ЗЗК от ДД.ММ.ГГГГ №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>». Указанная мера поддержки до 2008 года предоставлялась в натуральной форме, поэтому соц.гарантии педагогическим работникам ведомственных образовательных организаций предоставлялись за счет соответствующего ведомства, а не бюджета муниципального образования. Отказ ГКУ «ЕСРЦ» Скубо в выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения пенсионерам из числа педагогических работников правомерен (л.д.76-77).
Из представленных пояснений относительно требований Министерства финансов <адрес> следует, что ранее и ныне действующее законодательство об образовании предусматривает меры социальной поддержки педагогических работников, которые финансируются в зависимости от принадлежности образовательных учреждений, где они работают к федеральным учреждениям, учреждениям субъектов, учреждения субъектов или муниципальных образований. Скубо осуществляла трудовую деятельность в качестве педагогического работника детского сада Солнышко ФГУ комбината Байкал Управления Федерального агентства по гос.резервам по Сибирскому федеральному округу, находился в ведении Федерального агентства по гос.резервам и входит в единую федеральную систему госматрезерва. Учредитель комбината Правительство РФ. В связи с чем, полагает об отсутствии оснований для удовлетворения требований, так как социальные поддержки должны быть за счет средств федерального бюджета (л.д.65-67).
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При рассмотрении дела установлено следующее.
<данные изъяты>
Комбинат «Байкал» Главного управления по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, в детском саду которого осуществляла трудовую деятельность истец, является ведомственным федеральным учреждением, Учредителем которого является Правительство РФ (л.д.35-57).
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ филиала Государственного казенного учреждения «Единый социальный расчетный центр» <адрес> на территории муниципального района «<адрес>», прекращены Скубо Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные денежные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (л.д.21).
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрена новая редакция статьи 55, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, и ее субъектов, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу данного Федерального закона.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановлением Государственного комитета ФИО3 по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного ФИО3 Профессиональных Союзов от ДД.ММ.ГГГГ N 154/12-22 утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
В силу абз. 3 п. 5 статьи 55 Федерального закона от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Положениями части 8 статьи 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
<адрес> от 01 октября 1997 г. №98-340 «Об образовании» предусмотрено, что педагогическим работникам учреждений образования области, (как и за вышедшими на пенсию, имеющими стаж работы в сельской местности не менее 10 лет) независимо от статуса и организационно-правовых форм учреждения, предоставляется такая мера социальной поддержки как право на получение и бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности (ст.18).
То есть ранее действовавшим законодательством субъекта предоставление льгот, о которых идет речь, также не ставилось в зависимость от статуса и организационно-правовых форм образовательного учреждения. Указанная норма распространяла свое действие на всех педагогических работников (как и вышедших на пенсию, имеющих стаж работы в сельской местности не менее 10 лет) учреждений образования области, независимо от источника их финансирования.
К таким учреждениям относилось и государственное образовательное учреждение, в котором работала истица, за ней признавалось право на получение упомянутых мер поддержки.
Согласно п.7 ст. 1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", принятого Законодательным Собранием Забайкальского края 11 февраля 2009 г., «предоставляются меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций <адрес>, муниципальных образовательных организаций, проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) <адрес> и имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 7 введен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. N948-33K).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Истцу с ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении мер поддержки, о которых возник спор, в связи с тем, что <адрес> №129-ФЗ в редакции, действовавшей до 18.04.2014, меры социальной поддержки предоставлялись пенсионерам из числа педагогических работников, работавших в образовательных учреждениях, финансируемых за счет краевого бюджета, муниципальных бюджетов, а истец к этой категории не относилась, так как работала в ведомственном детском саду государственного федерального учреждения, которое не финансировалось из названного источника.
Названное положение закона субъекта, ставящее предоставление льгот в зависимость от источника финансирования образовательного учреждения, не могло применяться и служить основанием для отказа в предоставлении истцам мер социальной поддержки, как нарушающее закрепленный федеральным законодательством принцип недопустимости снижения социальных гарантий, на что правомерно указано в судебном решении по настоящему делу.
Принимается во внимание, что в последующем в региональный закон внесена правовая норма, учитывающая принцип недопустимости снижения объема социальных гарантий. Согласно этой норме предоставляются меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций <адрес>, имеющим не менее 10 лет стаж работы в сельской местности, при условии, если им такие меры предоставлялись на момент выхода на пенсии.
Так, согласно п.7 ст. 1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", принятого Законодательным Собранием Забайкальского края 11 февраля 2009 г., «предоставляются меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций <адрес>, муниципальных образовательных организаций, проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) <адрес> и имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 7 введен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. N948-33К).
Истец работала в образовательном учреждении, находящегося в <адрес> (ныне - <адрес>), пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, как работник, имеющие 10-летний стаж педагогической работы в сельской местности, и объем социальных гарантий ей не может быть снижен, в связи с чем на нее распространяется действие данной нормы закона.
При рассмотрении дела установлено и сторонами не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица проживает в сельской местности и является педагогическим работником. По состоянию на день увольнения с работы она имела стаж педагогической работы более 10 лет, при этом детский сад Солнышко, в котором работала истица, являлся государственным федеральным, а затем, с февраля 1998 года передан в муниципальную собственность. На учете в ЕСРЦ по <адрес> Скубо состоит с 01.01.2008, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пользовалась мерами социальной поддержки как пенсионер из числе педагогических работников образовательных организаций <адрес>, проживающих в поселке городского типа и имеющих общий стаж работы в поселке городского типа свыше 10 лет.
Исходя из изложенного, руководствуясь нормами ч. 1, 2, 5 ст. 47 Закона Российской Федерации от 29.12.20012 г. N 273-ФЗ "Об образовании" и Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>", суд приходит к мнениею, что в соответствии с действующим законодательством истица, как пенсионерка из числа педагогических работников государственных областных и муниципальных учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, проживающая в сельской местности, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, суд приходит к мнению о наличии оснований для удовлетворения иска, так как у истицы Скубо стаж по педагогической работе в сельской местности более 10 лет, следовательно, она имеет право на получение мер социальной поддержки на оплату за жилое помещение, отопление и освещение. В связи с изложенным действия по приостановлению предоставления ей мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, не основаны на законе, в связи с чем, выплаты подлежат возобновлению, в том числе за период с которого были прекращены.
Обязанность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежит возложению на Министерство труда и социальной защиты <адрес>, как органа уполномоченного осуществлять возмещение расходов по компенсации оплаты за содержание жилья, отопление и освещение, за счет средств бюджета <адрес> на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № I29-33K «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» (ч.6 ст.5, ст.5.1, ст.7).
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать право Скубо Нели Александровны на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, имеющим стаж работы в образовательных учреждениях более 10 лет, проживающим в поселке городского типа, и вышедшим на пенсию, начиная с 01.06.2014.
Обязать ГКУ «Единый социальный расчетный центр <адрес>» производить Скубо Нели Александровне компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, и вышедшему на пенсию, начиная с 01.06.2014.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> за счет средств бюджета <адрес> возмещать расходы на компенсацию оплаты жилого помещения, отопления и освещения, произведенной Скубо Неле Александровне.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд <адрес>.
Судья Т.П. Никитина
Копия верна: судья Т.П. Никитина