Дело № 2-2500 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Ишуткиной И.О.,
с участием представителя истца ФИО11, действующего на основании нотариальной доверенности от 17.12.2015 года,
представителя ответчика ФИО10, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 08 июля 2016 года
дело по иску ФИО4 к администрации Беловского городского округа и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа и Министерству энергетики РФ о включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Свои требования мотивирует тем, что 1/2 доля жилого дома по адресу: <адрес> принадлежит ФИО4 на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Собственником второй 1/2 доли дома является ее родная сестра ФИО1.
Право собственности на указанный дом перешло к ним в порядке наследования после смерти их родителей и брата.
В указанном жилом доме истец проживает с момента рождения, т.е. с 1971 года, что подтверждается справкой МБОУ ООШ № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный дом по адресу: <адрес> отнесен к ветхому жилью, так как он расположен на горном отводе шахты «Пионерка» в настоящее время шахта ликвидирована, в связи с закрытием и затоплением шахты дом пришел в ветхое непригодное для проживания состояние.
Причинами ветхого состояния дома является комплекс факторов горных работ ликвидированной шахты «Пионерка», что подтверждается заключением в СФ ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Апелляционным определением Судебной коллегии Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ принято решение: включить ФИО1 и членов ее семей - н/летних детей - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Пионерка».
В связи с этим она обратилась в Администрацию Беловского городского округа для сверки документов граждан проживающих в домах, расположенных на горном отводе в зоне влияния горных работ и подработанных шахтой, и включении ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в качестве собственника жилого дома по адресу: <адрес>. Ей пояснили, что в силу действующего законодательства Администрация Беловского городского округа может включить ее как и сестру только на основании решения суда.
Считает, что данное обстоятельство нарушает ее законные права и интересы, препятствует реализации права на приобретение жилья взамен сносимого.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности..
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с пунктами 5,8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемых из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения ликвидации организации угольцрй промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии со ст.12 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Считает, что в ее случае совокупность данных обстоятельств имеет место.
Согласно п.2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством Энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 № 308 (с изменениями от 27.06.2002) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Таким образом, на день принятия решения о ликвидации шахты «Пионерка» в 1996 году истец проживала в спорном жилом доме в качестве члена семьи собственника, была в нем зарегистрирована, имела право на данное жилое помещение, указанный дом является для нее постоянным и единственным местом жительства.
Временное отсутствие у нее регистрации в спорном жилом доме с 2008 года согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Спорный жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Пионерка» специализированной организацией.
Ее нуждаемость в переселении обусловлена отсутствием у нее другого жилья, подтверждается справками Филиала БТИ г.Белово и регистрирующего органа.
В тоже время, являясь одновременно собственником жилого помещения, она не является членом семьи ФИО1.
Истец и ФИО1 действительно являются родными сестрами, но не являются членами одной семьи. Они имеют разные семьи, не имеют общего семейного бюджета, раздельно ведут домашнее хозяйство, не имеют общих предметов домашнего обихода.
При указанных обстоятельствах полагает, что при рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения взамен сносимого ее и ФИО1 с членами семьи можно рассматривать как две самостоятельные семьи.
Просит обязать Администрацию Беловского городского округа, включить ФИО4 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО шахта «Пионерка» непригодным для проживания по критериям безопасности как одинокого гражданина - сособственника жилого помещения по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО4 социальную выплату из расчета общей площади на одинокого гражданина в размере 33 кв. метров.
В судебном заседании истец ФИО4 и ее представитель ФИО11 исковые требования поддержали, подтвердили обстоятельства, на которых они основаны, дали показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Беловского городского округа ФИО10, действующий на основании доверенности, возражал относительно требований ФИО4, так как истцом не представлено доказательств проживания в доме по адресу: <адрес>
Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы по делу, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации №428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года №428 (с последующими изменениями).
Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и посёлков устанавливается, что субвенции направляются, в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. (пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение надень принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
В судебном заседании установлено, что в 1995 году был разработан проект ликвидации ОАО «Шахта «Пионерка», на момент составления в 1996 году и 1999 году Списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, дом по адресу: <адрес> его жильцы в указанный Список не включены, что следует из пояснений представителя ответчика ФИО10
АООТ Шахта «Пионерка» ликвидирована по решению арбитражного суда, прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что право собственности на долю жилого дома по адресу: <адрес> ФИО4 JI.B. приобрела в порядке наследования после смерти ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ, а затем и ФИО12, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельствами о праве на наследство (л.д. 6-7).
Из свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из одной второй доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, одноэтажного, состоящего их четырех комнат, с износом 75%, материал стен -деревянные\рубленые\бревенчатые, общей площадью 48,7 кв.м., в том числе жилой площадью 40,4 кв.м., с надворными сооружениями, расположенного на земельном участке площадью шестьсот кв.м., на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ и решения мирового судьи судебного участка № 6 г.Белово Кемеровской области, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником которой, в одной второй доле являлась дочь - ФИО6, принявшая, но не оформившая своих наследственных прав после смерти матери, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником которой являлся муж — ФИО7, принявший, но не оформивший своих наследственных прав после смерти жены (л.д.4).
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества у ФИО4B.
Согласно заключению ВНИМИ № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ, ликвидированной шахты «Пионерка», которые проводились при отработке пластов 10, 11 до 1952 г. Физический износ дома по данным БТИ составляет 75%. Причинами ветхого состояния дома является комплекс влияющих факторов: горные работы шахты «Пионерка» при расчетных горизонтальных деформациях 4,1 мм/м, превышающих допустимые 3,0 мм/м, подтопление территории, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ и послеосадочного ремонта после подработки, естественный физический износ строения. В соответствии с действующим законодательством дом по <адрес> в <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка». Дом, подлежащий сносу, не подлежит повторному заселению. После переселения жителей он должен быть разобран.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Суд считает, что один лишь факт проживания истца в данном доме в настоящее время не может являться основанием для удовлетворения исковых требований.
Суд учитывает, что включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности, подлежат граждане, постоянно проживавшие в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации АООТ Шахта «Пионерка», для которых указанное жилое помещение являлось постоянным местом жительства.
Как следует из домовой книги на день принятия решения о ликвидации АООТ Шахта «Пионерка» ФИО4B. в данном доме не была зарегистрирована, никакими правами на него не обладала, доказательств иного суду не представлено.
В данном случае имеет значение постоянное проживание граждан в ветхом жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты. Таких бесспорных доказательств в суд ФИО4B. не представлено. То обстоятельство, что истец проживает в спорном доме с декабря 2013 года, не подтверждает ее право на получение социальной гарантии.
Следовательно, ФИО4 право на включение ее в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, не приобрела.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 об обязании администрации Беловского городского округа включить ФИО4 в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка», как одинокого гражданина - собственника жилого помещения по адресу: <адрес> обязании администрации Беловского городского округа предоставить ФИО4 социальную выплату их расчета общей площади одинокого гражданина в размере 33 кв.м. полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов