Решение
Именем Российской Федерации
27 января 2016 года Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Перцевой Ю.В.,
с участием административного истца- Зайнетдинова Р.С.,
с участием представителя административного ответчика- Дулгир О.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Тищенко Д.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-152/2016 по иску Зайнетдинова Р. С. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Зайнетдинов Р.С. обратился в Жигулевский городской суд с исковым заявлением к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления, а именно просил признать незаконным отказ органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ № в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и обязать администрацию г.о. Жигулевск рассмотреть поданное им заявление без учета оснований, изложенных в оспариваемом отказе. В обоснование заявленных требований административный истец Зайнетдинов Р.С. указал, что имея намерение приобрести в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, он обратился в орган местного самоуправления- в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату указанного земельного участка. К заявлению истцом также была приложена схема расположения земельного участка, выполненная ООО «<данные изъяты>» и уведомление об отсутствии в ГКН сведений об испрашиваемом земельном участке. Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату испрашиваемого земельного участка на основании того, что земельный участок, расположенного по адресу: <адрес>. Данный вывод органа местного самоуправления основан на том, что в акте согласования границ от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного при проведении работ по уточнению границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> имеется подпись правообладателя испрашиваемого земельного участка, что в свою очередь дает основание полагать наличие владельца земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Административный истец Зайнетдинов Р.С. считает, что указанный отказ основан на предположениях, законных оснований для отказа в удовлетворении поданного им заявления у органа местного самоуправления не имелось, в связи с чем заявлены настоящие требования.
В судебном заседании истец Зайнетдинов Р.С. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Дулгир О.О. в судебном заседании пояснила, что с учетом предоставленных в материалы дела доказательств, оставляет разрешение исковых требований на усмотрение суда, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Свидетель Ф.И.О.1, допрошенный в судебном заседании, пояснил суду, что он с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Ранее он проживал по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года он не видел, чтобы испрашиваемым земельным участком № по <адрес> кто-либо пользовался, он представляет собой «пустырь». При заключении договора купли-продажи земельного участка № по <адрес> с бывшим его владельцем Ф.И.О.6, он интересовался соседями, ему сказали, что смежным земельным участком № по <адрес> ни кто не пользуется.
Суд, выслушав пояснения сторон, заслушав показания свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что срок обращения в суд Зайнетдиновым Р.С. не пропущен, поскольку оспариваемое решение было принято органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ., административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст.ст. 39.14, 39.17 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Зайнетдинов Р.С. обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.26). К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка (л.д.37).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № органом местного самоуправления Зайнетдинову Р.С. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату под индивидуальное жилищное строительство испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, а именно указано, что в акте согласования границ от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного при проведении работ по уточнению границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> имеется подпись правообладателя испрашиваемого земельного участка, что в свою очередь дает основание полагать наличие владельца земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.5-6).
Отсутствие прав в отношении испрашиваемого земельного участка подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.7).
Согласно ответу на запрос суда из ГУП Самарской области «Центр Технической Инвентаризации» Жигулевский филиал, документы, содержащие сведения по отводу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.16).
Аналогичные сведения об отсутствии документов, содержащих сведения по отводу испрашиваемого земельного участка содержатся в ответе Управления Росреестра по Самарской области, администрации г.о. Жигулевск (л.д.17,18).
Судом установлено, что в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, что в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете как ранее учтенный (л.д.34).
Из ответа МКУ г.о. Тольятти «Тольяттинский архив» следует, что документы исполнительного комитета Жигулевского городского Совета народных депутатов, администрации г.о. Жигулевск, за все годы на хранение не поступали, хранятся в Архивном отделе администрации г.о. Жигулевск (л.д.49).
Согласно ответу из архивного отдела администрации г.о. Жигулевск, в документах архивного фонда сведений об отводе испрашиваемого истцом земельного участка не обнаружено (л.д.42).
Нотариус Ф.И.О.2 на запрос суда указала, что в архиве государственной нотариальной конторы <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют сведения об удостоверении договора о возведении индивидуального жилого дома (иного строения) на отведенном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Также указано, что за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года указанный договор мог быть удостоверен в нотариальной конторе <адрес> нотариусом Ф.И.О.3, архив передан нотариусу Ф.И.О.4 (л.д.51).
Согласно ответу нотариуса Ф.И.О.4 сведения об удостоверении договора о возведении индивидуального жилого дома (иного строения) на отведенном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в архиве отсутствуют.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами опровергаются доводы ответчика о том, что у испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> имеется владелец. Иных доказательств отвода испрашиваемого земельного участка иному лицу, органом местного самоуправления суду при рассмотрении дела не представлено.
Доводы ответчика о предположительном наличии владельца земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, изложенные в оспариваемом решении, послужившие основанием для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату под индивидуальное жилищное строительство испрашиваемого земельного участка, суд считает необоснованными и незаконными, поскольку они носят вероятностный характер, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Наличие акта согласования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., в котором в графе правообладатель участка № имеется подпись Ф.И.О.5, само по себе не может служить законным основанием для отказа истцу Зайнетдинову Р.С. в удовлетворении поданного им ДД.ММ.ГГГГ заявления, поскольку данный акт не является правоустанавливающим документом, подтверждающим отвод, наличие права пользования либо собственности в отношении испрашиваемого участка, а также законного правообладателя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у административного органа законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату под индивидуальное жилищное строительство испрашиваемого земельного участка.
Поскольку в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности отнесено к компетенции органов местного самоуправления, суд, с учетом признания оспариваемого решения администрации г.о. Жигулевск незаконным, считает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность по рассмотрению заявления истца Зайнетдинова Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без учета основании, изложенных в отказе от ДД.ММ.ГГГГ. №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Зайнетдинова Р. С. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск разрешить обращение Зайнетдинова Р. С. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без учета обстоятельств, изложенных в указанном выше отказе от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2016г.
Судья Ю.В. Перцева