Дело № 2-120/2021
УИД 75RS0001-02-2021-000110-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года с. Шелопугино
Шелопугинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Трифонова А.Г.,
при секретаре Скажутиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьева Д.А. к ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна», УФК по Забайкальскому краю о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Соловьев Д.А. обратился с иском в суд к ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна», УФК по Забайкальскому краю о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указав, что он воспитывался в детском доме с 2002 по 2013 гг., так как родительница была лишена родительских прав, по достижении 18 лет он должен был быть обеспечен жильем и финансовым пособием, однако, эта обязанность перед ним не выполнена. В связи с чем, он был вынужден скитаться по малознакомым людям, бомжевать, красть на пропитание, так как в <адрес> нет возможности трудоустроиться, такой образ жизни привел его в места лишения свободы. С 2016 по 2017гг. он отбывал наказание, обращался в этот период в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о предоставлении жилья и выплате финансового пособия, на что получил отрицательный ответ, выраженный в том, что предоставление ему квартиры будет осуществлено в порядке очередности, а вопрос по выплате денежных средств не относится к компетенции Министерства. Тем самым, ему нанесен моральный вред в размере 400 000 рублей, кроме того, ему не выплачены денежные средства (подъемные) в размере 750 000 рублей, просит взыскать с ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна», УФК по Забайкальскому краю денежные средства в размере 1 150 000 рублей.
Истцу Соловьеву Д.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, разъяснено право на ведение дела через своих представителей, на участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи. Ходатайств Соловьевым Д.А. об участии в деле его представителя, о личном его участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, иных ходатайств не заявлено.
Представители ответчиков ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна», УФК по Забайкальскому краю, в судебное заседание не явились, в суд направили заявление о рассмотрении дела без их участия, в отзыве просили в иске отказать, поскольку распорядителем средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности выступает Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Соловьев Д.А. относился к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>.
Как следует из сообщения ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна», Соловьев Д.А. поступил в детский дом в <ДД.ММ.ГГГГ> в возрасте <данные изъяты> лет, где находился по <ДД.ММ.ГГГГ>. с <ДД.ММ.ГГГГ>. выбыл на обучение в <наименование образовательного учреждения>. По достижении 14-летнего возраста в <ДД.ММ.ГГГГ>. был включен в список на получение жилья на территории Забайкальского края Министерством труда социальной защиты населения.
Согласно информации Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Соловьев Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением главы администрации сельского поселения <адрес> муниципального района «Шелопугинский район» от 17.04.2009г. № 37. Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12.02.2014г. № 116-р Соловьев Д.А. включен в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, при этом, учтена дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – 2009г. Вопрос предоставления жилого помещения будет рассматриваться по мере формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот на территории Забайкальского края и даты постановки на учет (в краевом списке порядковый номер очереди – <данные изъяты>). По вопросу обеспечения жилым помещением на территории Забайкальского края Соловьев Д.А. или кто-либо в его интересах в Министерство не обращался.
По информации <наименование образовательного учреждения> Соловьев Д.А. поступил для обучения 31.08.2013г. по профессии «Автомеханик», но 09.12.2014г. был отчислен за нарушение Устава училища (<данные изъяты>), на основании приказа <№> У от 09.12.2014г., на основании которого единовременное пособие не получал.
Исследовав письменные материалы дела, и оценив все в совокупности с действующим законодательством суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (Часть 9).
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полном объеме отнесено к ведению субъекта.
В силу требований закона в данном случае для предоставления жилого помещения на льготных условиях заинтересованное лицо должно не только относиться к специальной категории граждан, но также обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением в силу требований ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением возраста восемнадцати лет, поэтому истец имел возможность воспользоваться своими правами с 2014 года, с достижением ему возраста 18 лет, в данном случае приобретение Соловьевым Д.А. соответствующего права возможно лишь его самостоятельными действиями в силу прямого указания закона. Доказательств существования объективных реальных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению истца с заявлением о нуждаемости в получении жилого помещения как лицо особой категории граждан, суду не представлено и в судебном заседании не найдено, суд считает, что не имеется оснований полагать, что действием ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна» нарушены его права на получение жилья на льготных условиях.
Кроме того, пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Таким образом, такой способ защиты права как денежная компенсация морального предусмотрен законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от таких действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.
Разъяснения об основаниях компенсации морального вреда содержатся в пункте 1 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", согласно которому суду при разрешении спора необходимо выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений. Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12.02.2014г. № 116-р Соловьев Д.А. включен в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, при этом, учтена дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – 2009г. Вопрос предоставления жилого помещения будет рассматриваться по мере формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот на территории Забайкальского края и даты постановки на учет (в краевом списке порядковый номер очереди – <данные изъяты>). По вопросу обеспечения жилым помещением на территории Забайкальского края Соловьев Д.А. или кто-либо в его интересах в Министерство не обращался.
Что касается требования о единовременной денежной выплате выпускнику, то суд приходит к следующему:
В соответствии со ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.
По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам.
Предусмотренные настоящим пунктом дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117 (ред. от 28.03.2019) "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием" выпускники обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием за счет средств организаций для детей-сирот, учреждений открытого и закрытого типа, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по нормам, утвержденным настоящим постановлением, не позднее дня, следующего за днем прекращения образовательных отношений в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с завершением обучения.
По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам.
Размер денежной компенсации определяется организацией для детей-сирот, учреждениями открытого и закрытого типа, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из цен на комплект одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования на одного выпускника в год на основе формируемой Федеральной службой государственной статистики официальной статистической информации о средних потребительских ценах на товары по субъектам Российской Федерации, а при отсутствии такой официальной статистической информации - исходя из рыночных цен на основании анализа 3 поставщиков соответствующего товара в субъекте Российской Федерации, на территории которого такие организации расположены.
Денежная компенсация выдается или перечисляется выпускнику не позднее дня, следующего за днем прекращения образовательных отношений в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с завершением обучения.
Как установлено в судебном заседании Соловьев Д.А. <ДД.ММ.ГГГГ>. был отчислен из <наименование образовательного учреждения> за нарушение Устава училища (<данные изъяты>), поэтому оснований для предоставления денежной компенсации ему, как выпускнику, у образовательного учреждения не имелось.
Истец полагает, что основанием для компенсации морального вреда являются не предоставление ему ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна» жилого помещения и невыплата подъемных средств. Однако, каких-либо действий ответчиков, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, судом не установлено.
Таким образом, судом установлено, что распорядителем средств федерального бюджета в части предоставления жилых помещений по ведомственной принадлежности выступает Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, а денежная компенсация в данном случае производится образовательным учреждением, то ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна», УФК по Забайкальскому краю являются ненадлежащими ответчиками по данному иску, истец ходатайства о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, не заявил.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Соловьеву Д.А. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Соловьеву Д.А. к ГУСО ЦПДОПР Вершино-Шахтаминский «Маленькая страна», УФК по Забайкальскому краю о взыскании компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шелопугинский районный суд.
Судья
Шелопугинского районного суда А.Г. Трифонов
Копия верна: Судья