2–1829/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Еловикова А.С.,
при секретаре Васькиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустаевой Р.Г. к Акционерному обществу « ОТП Банк » о признании пунктов договора недействительными, признании незаконными действий ответчика, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Мустаева Р.Г. обратилась в суд с иском к АО « ОТП Банк » о признании пунктов договора недействительными, признании действий ответчика незаконными, компенсации морального вреда. В обосновании иска указала, что между АО « ОТП Банк » и Мустаевой Р.Г. был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выпуск кредитной карты. В соответствии с данным договором, кредитор открыл текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Истец обязался возвратить ответчику полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, указанных в договоре.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия для расторжения кредитного договора с указанием ряда причин.
В договоре не указана полная сумма подлежащая выплате, не указаны проценты кредита в рублях подлежащие выплате, не указана полная сумма комиссий в рублях за открытие и ведение ссудного счета. На момент заключения договора истец не имел возможности внести изменения в его условия, ввиду того, что Договор является типовым, условия которого заранее были определены банком в стандартных формах. Истец был лишен возможности повлиять на его содержание. Ответчик, пользуясь юридической неграмотностью истца, и тем, что он не является специалистом в области финансов и кредитов, заключил с ним договор на заведомо невыгодных условиях, при этом нарушив баланс интересов сторон.
В соответствии с п.13 Заявления на получение потребительского кредита, процентная ставка годовых составляет 63%, однако согласно п.13 Заявления, полная стоимость кредита составляет 84,5%.
Согласно ч.1 ст.10 Закона № 2300-1, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Однако, при обращении в банк, истцу не была предоставлена информация о полной стоимости кредита, что противоречит п.7 Указаниям ЦБР № 2008-У.
В связи с изложенным, полагает, что банк, в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», ст. 151 ГК РФ обязан возместить причиненный моральный вред, который оценивает в 5 000 рублей.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
На основании вышеизложенного истец просит признать пункты договора № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, а именно: ( п.13), в части: не доведения до момента подписания заемщиком информации о полной стоимости кредита; признать незаконными действия ответчика в части неинформирования заемщика о полной стоимости кредита; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика с иском не согласен по доводам указанным в письменном возражении на иск.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил в Банк заявление на получение потребительского кредита. Как следует из пункта 1.12 Условий кредитного договора, настоящий договор состоит из Условий, Заявления и Тарифов банка. Банк открыл счет для совершения операций по счету, предоставил возможность пользоваться денежными средствами.
Истец обязался возвратить ответчику полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, указанных в договоре (л.д.1-16).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена претензия.
Как следует из материалов дела, заключая кредитный договор Мустаева Р.Г. была ознакомлена и согласна со всеми условиями договора, обязался неукоснительно соблюдать условия договора, а также своей подписью в заявлении на кредит от ДД.ММ.ГГГГ, подтвердила, что получил экземпляр Заявления, Условий и Тарифов. Следовательно, условия кредитного договора подписаны истцом без оговорок.
В соответствии со статьей 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом; кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет полной стоимости должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.
При заключении кредитного договора в соответствии с требованиями закона, истцу была предоставлена полная информация с полной стоимости кредита, что подтверждается подписью истца в Информации о полной стоимости кредита. Указанный кредит истцу навязан не был, истец действовал по своей воле, имел возможность для ознакомления с условиями кредитного договора, в праве был потребовать дополнительную информацию в случае неясности. До заключения кредитного договора истец располагал полной информацией о предложенной ему услуге и добровольно принял на себя все права и обязанности. В случае не согласия с условиями кредитного договора, Истец в праве был отказаться от его заключения, выбрав иной банк.
Стороны заключили кредитный договор, который оформлен в надлежащей письменной форме. Сторонами договор подписан, каких-либо возражений со стороны истца при заключении договора не поступало, заемщик при заключении договора своей подписью в договоре подтвердил, что ознакомлен со всеми условиями договора, полностью с ними согласен и обязуется соблюдать.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Перед заключением кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ Банк довел до истца информацию о полной стоимости кредита, о чем свидетельствует подпись истца в Заявлении от ДД.ММ.ГГГГ
Условия кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, влекущие изменение полной стоимости кредита, в период действия кредитного договора не изменялись, поэтому отсутствовали основания для доведения до заемщика информации о полной стоимости кредита при изменении условий кредитного договора, установленные Указанием Банка России от 13.05.2008 № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита.
Таким образом, представленными по делу доказательствами подтверждается, что истец был ознакомлен со всеми условиями кредитного договора, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом кредита, полной стоимостью кредита, полной суммой подлежащей выплате, а также с последствиями нарушения условий кредитного договора. Следовательно, требования о признании пункта договора в части не доведения до момента подписания заемщиком информации о полной стоимости кредита, являются необоснованными.
Требования истца о признании незаконными действий ответчика в части несоблюдения Указаний ЦБР № 2008-У о не информировании заемщика о полной стоимости кредита, в части включения пункта в заявление связанный с выбором подсудности, не являются исковыми требованиями, поскольку не соответствуют статье 12 ГК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень способов защиты гражданских прав. Данные требования истца фактически сводятся к требованиям о признании незаконными соответствующих пунктов кредитного договора.
Доводы истца о необходимости признания пунктов договора недействительными ошибочны и не обоснованы. Поскольку истцом не указано в чем выразилось ущемление прав потребителя согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителя», а так же не приведено нормативное обоснование недействительности (ничтожности) кредитного договора в указанных частях.
Не указано по сравнению с какими именно правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, ущемлены права истца оспариваемым договором.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, они могут заключить договор предусмотренный так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (императивными нормами).
Разработанные банком формы (договоры) не являются обязательными для всех потребителей и не являются единственно возможными условиями получения кредита.
Также заемщик в течение действия платежного периода договора не воспользовался своим правом на изменение оспариваемого договора.
Доводы истца о невозможности повлиять на содержание условий кредитного договора являются недоказанными, поскольку в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено доказательств направления в адрес Банка предложения заключить договор на иных условиях. При заключении кредитного договора истец не предлагал Банку заключить договор на каких-либо иных условиях, отличных от тех, которые отражены в подписанном сторонами кредитном договоре.
Каждый потенциальный заемщик, оценивая свои финансовые возможности, выбирает приемлемые для себя условия кредитования, как то сумма кредита, срок погашения, цель кредитования, обеспечение исполнения кредитных обязательств и иные условия. Данный аспект исключает возможность определения единых условий кредитования для всех потенциальных заемщиков.
Вторая сторона договора – Мустаева Р.Г. не была лишена возможности при заключении договора заявить о своем несогласии с каким-либо условием. Надлежащих доказательств, соответствующих требованиям ст. 56 ГПК РФ, о понуждении Банком Мустаеву Р.Г. к заключению договора не представлено.
Поскольку нарушений прав истца как потребителя финансовой услуги ответчиком не допущено, требования истца о компенсации морального вреда в соответствии со статьей 15 ФЗ « О защите прав потребителей», удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Мустаевой Р.Г. к АО « ОТП Банк » о признании пунктов договора недействительными, признании незаконными действий ответчика, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Федеральный судья А.С. Еловиков