Дело № 2-250/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 19 января 2021 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре Бондарь А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курковой Н. Б. к ГУ УПФР № 1 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в страховой стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Куркова Н.Б. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР № 1 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в страховой стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указывала на то, что 20 марта 2020 года обратилась в ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области Управления по Клинскому Муниципальному району Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Решением от 29 июня 2020 года в назначении пенсии ей было отказано с указанием на отсутствие права на назначение страховой пенсии по старости, а именно не достижение общеустановленного пенсионного возраста 56 лет 6 месяцев, а также на отсутствие необходимой продолжительности страхового стажа 37 лет в связи с не достижением общеустановленного возраста, предусмотренного ч.1.2 ст.8 Закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, в страховой стаж было включено в общей сложности 36 лет 00 месяцев 23 дня.
В зачет страхового стажа не включили отпуск по уходу за ребенком с 14.06.1986 года по 06.10.1987 года.
С указанным решением она не согласна, поскольку действительно, с учетом пенсионной реформы самый ранний срок для выхода на пенсию по общим основаниям составляет 56 лет 6 месяцев, а не 55 лет как это было ранее.
Истец обращалась за назначением досрочной страховой пенсии, так как имеет страховой стаж не менее 37 лет. Согласно новой редакции указанного выше Закона, такой страховой стаж позволяет выйти на пенсию на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. При этом установлено ограничение, на основании которого она не может претендовать на подобные льготы до достижения 55 лет. 18.04.2020 года ей исполнилось 55 лет, в связи с чем она и обратилась к ответчику со своим заявлением.
Ответчик необоснованно не включил в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14.06.1986 года по 06.10.1987 года. Данное положение разъяснено в п.27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где сказано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-11 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты). Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком ранее указанной выше даты, соответственно данный период должен быть включен в страховой стаж.
Поскольку, по мнению ответчика, ей не хватает чуть меньше года страхового стажа для досрочного выхода на пенсию, то зачет отпуска по уходу за ребенком продолжительность 1 год 3 месяца 23 дня, полностью компенсирует недостающий стаж. Таким образом, требуемый законом страховой стаж в 37 лет у истца уже есть, следовательно, она может рассчитывать на назначение страховой пенсии по старости уже с 18.04.2020 года.
Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным решение об отказе в установлении (выплате) пенсии № 540975/20 ГУ- ПФР № 1 по г. Москве и Московской области Управления по городскому округу Клин Московской области от 29.06.2020 года в части отказа зачисления в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14.06.1986 года по 06.10.1987 года и обязать ГУ- ПФР №1 по г. Москве и Московской области Управления по городскому округу Клин Московской области назначить ей страховую пенсию по старости с 18 апреля 2020 года.
Истец в судебное заседание явилась, требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с учетом ранее поданных возражений на иск.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав истца, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 11 ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 вышеуказанного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015, документов, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствие записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим в день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозов, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета на выдачу заработной платы.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 03.10.2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в указанный Закон внесены изменения. Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ, в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения, данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. ч. 1 и 1.2 ст. 8 вышеуказанного Закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
С 01.01.2019 года страховая пенсия по старости назначается при наличии 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16.2 (статья 35 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений ч. 9 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений ч. 8 ст. 13 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин соответственно) период ухода за детьми родителей, состоявших в трудовых отношениях с организацией (учреждением), не может быть учтен в страховом стаже как период работы, предусмотренный частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку таковым не является.
Обращаясь в суд с иском, Куркова Н.Б указывала на то, что 20 марта 2020 года обратилась в ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области Управления по Клинскому Муниципальному району Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Решением от 29 июня 2020 года в назначении пенсии ей было отказано с указанием на отсутствие права на назначение страховой пенсии по старости, а именно не достижение общеустановленного пенсионного возраста 56 лет 6 месяцев, а также на отсутствие необходимой продолжительности страхового стажа 37 лет в связи с не достижением общеустановленного возраста, предусмотренного ч.1.2 ст.8 Закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, в страховой стаж было включено в общей сложности 36 лет 00 месяцев 23 дня.
В зачет страхового стажа не включили отпуск по уходу за ребенком с 14.06.1986 года по 06.10.1987 года.
С указанным решением она не согласна, поскольку действительно, с учетом пенсионной реформы самый ранний срок для выхода на пенсию по общим основаниям составляет 56 лет 6 месяцев, а не 55 лет как это было ранее. Истец обращалась за назначением досрочной страховой пенсии, так как имеет страховой стаж не менее 37 лет. Согласно новой редакции указанного выше Закона, такой страховой стаж позволяет выйти на пенсию на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. При этом установлено ограничение, на основании которого она не может претендовать на подобные льготы до достижения 55 лет. 18.04.2020 года ей исполнилось 55 лет, в связи с чем она и обратилась к ответчику со своим заявлением.
Ответчик необоснованно не включил в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14.06.1986 года по 06.10.1987 года. Данное положение разъяснено в п.27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где сказано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-11 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты). Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком ранее указанной выше даты, соответственно данный период должен быть включен в страховой стаж.
Поскольку, по мнению ответчика, ей не хватает чуть меньше года страхового стажа для досрочного выхода на пенсию, то зачет отпуска по уходу за ребенком продолжительность 1 год 3 месяца 23 дня, полностью компенсирует недостающий стаж. Таким образом, требуемый законом страховой стаж в 37 лет у истца уже есть, следовательно, она может рассчитывать на назначение страховой пенсии по старости уже с 18.04.2020 года.
Факт нахождения в спорный период с 14.06.1986 года по 06.10.1987 года (1 год 03 месяца 20 дней) в отпуске по уходу за ребенком, сторонами по данному делу не оспаривался.
Вместе с тем, для назначения пенсии Курковой Н.Б. ранее достижения пенсионного возраста, в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, с учетом нового пенсионного законодательства, подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет.
Согласно заключения ОФППОКЗЛ № 329/6 от 16.10.2020 года, Курковой Н.Б., работавшей в ПАО «Химлаборприбор», предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до года в период с 14.06.1986 года по 05.04.1987 года приказом № 49-к от 25.05.1986 года, а также отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.04.1987 года по 06.10.1987 года приказом № 18-к от 04.03.1987 года, а в лицевых счетах прослеживается, что Куркова Н.Б. приступила к работе после отпуска по уходу за ребенком в октябре 1987 года (отработано 11 дней).
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что на основании ч. 1.2 ст. 8 ФЗ-400 "О страховых пенсиях" подлежат включению только периоды, прямо предусмотренные в законе, к которым период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не относится.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что за период отпуска по уходу за ребенком не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, фактически установлено, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил всего 36 лет 00 месяцев 23 дня, что является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 названного Федерального закона, Пенсионный фонд правомерно отказал истцу в установлении пенсии, так как не имеется правовых оснований для включения спорного периода в страховой стаж и назначения пенсии с 18.04.2020 года.
Куркова Н.Б. 18.04.1965 года рождения, будет иметь право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ в возрасте 56 лет 06 месяцев.
Доводы о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, подлежит включению в страховой стаж на основании п.27 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», основаны на ошибочном толковании норм права. Данный период включен в общий стаж.
Также суд соглашается доводами ответчика о том, пенсия Курковой Н.Б. при наличии правовых оснований, не может быть назначена с 18.04.2020 года, когда ей исполнилось 55 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Таким образом, при наличии права на пенсию, непосредственное ее установление связывается с волеизъявлением лица, претендующего на назначение ему пенсии.
Таким образом, Пенсионный фонд вынес законное и обоснованное решение, правовых оснований для назначения Курковой Н.Б. страховой пенсии по старости, ранее достижения общеустановленного возраста, с 18.04.2020 года, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Курковой Н. Б. к ГУ УПФР № 1 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в страховой стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись Т.М. Воронова
Мотивированное решение составлено 26 января 2021 года.
Решение не вступило в законную силу
Судья Т.М. Воронова