Дело №а-6216/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 02 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Астапенко С.А.,
судей Морозковой Е.Е., Муратовой С.В.,
при секретаре Гринь Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства» на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2017 года по административному делу №№/2017 об отказе в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства» об оспаривании предписания прокуратуры г.Сосновый Бор
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., представителя Федерального государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства» по доверенности Варнавского Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела Ленинградской областной прокуратуры Махмудова Э.Т., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ ЦМСЧ-38 ФМБА России) обратилось в суд с административным иском к административному ответчику с названными требованиями. В обоснование иска указали, что 15.02.2017 года прокурором г. Сосновый Бор Ленинградской области в адрес административного истца было направлено представление об устранении нарушений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Административный истец не может согласиться с данным представлением, считает него незаконным, необоснованным и вопреки доводам протеста считает, что последний нарушает публичные права граждан на жизнь и здоровье. Вывод прокурора, что при проведении медицинского освидетельствования нарушается Приказ Минздрава Российской Федерации от 15.06.2015 года №344н (пункт 6), путем проведения электрокардиограммы является ошибочным с неправильным толкованием и применением ряда норм. Поскольку из содержания п.6 указанного Приказа следует, что узкие врачи-специалисты проводят наряду с осмотром и обследование. Согласно п.п.3 п.6 названного приказа обследование проводится врачом-психиатром в обязательном порядке. Вместе с тем, деятельность врача-психиатра при проведении обследования регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно указанному перечню допускается проведение дополнительного исследования в виде электрокардиографии, иное бы ставило под угрозу жизнь и здоровье граждан, что не принято во внимание прокурором. Также ссылаясь на п.1 ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», указал, что прокурор неправильно ограничился регулированием правовых отношений по прохождению медицинского осмотра водителей только Приказом Минздрава от 15.06.2015г. №344-н. Полагая свои права нарушенными административный истец просил суд:
- признать незаконным и отменить представление прокурора г. Сосновый Бор от 15 февраля 2017 года №.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2017 года административному истцу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ФГБУЗ ЦМСЧ-38 ФМБА России просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и существенное нарушение норм процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель ФГБУЗ ЦМСЧ-38 ФМБА России по доверенности Варнавский Д.М., доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд их удовлетворить.
Прокурор отдела Ленинградкой областной прокуратуры Махмудов Э.Т. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 Федерального Закона "О безопасности дорожного движения", медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).
В соответствии с п. 6 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 344н от 15 июня 2015 года, медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - медицинское освидетельствование) включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования: осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом) (подпункт 1); осмотр врачом-офтальмологом (подпункт 2); обследование врачом-психиатром (подпункт 3); обследование врачом-психиатром-наркологом (подпункт 4); осмотр врачом-неврологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E". Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий транспортных средств осмотр врачом-неврологом проводится по направлению врача-терапевта или врача общей практики (семейного врача) в случае выявления симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством) (подпункт 5); осмотр врачом-оториноларингологом (для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E") (подпункт 6); электроэнцефалография (обязательна при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E". Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий транспортных средств по направлению врача-невролога в случае выявления симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством) (подпункт 7); определение наличия психоактивных веществ в моче (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами) (подпункт 8); качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами) (подпункт 9).
Как установлено судом первой инстанции на территории г. Сосновый Бор Ленинградской области ФГБУЗ ЦМСЧ- 38 ФМБА России осуществляет медицинскую деятельность.
На основании приказа №120 от 25.03.2016 года ФГБУЗ ЦМСЧ-38 ФМБА России организовано проведение обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), и 24.12.2015 года на основании приказа №441 утвержден и введен в действие с 11.01.2016 года прейскурант на медицинские и другие услуги, оказываемые ФГБУЗ ЦМСЧ-38 ФМБА России.
15.02.2017 года прокуратурой г. Сосновый Бор Ленинградской области в адрес ФГБУЗ ЦМСЧ-38 ФМБА России вынесено представление № об устранении нарушений Федерального закона «О безопасности дорожного движения и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Из представления следует, что в ходе проверки по обращению ФИО6 прокуратурой выявлены нарушения требований федерального законодательства, а именно: «в соответствии с утвержденным прейскурантом на медицинские услуги, действующим с 11.01.2016 года, медицинское освидетельствование на получение права на управление транспортными средствами категорий А, В, М и подкатегорий А1, В1, предусматривает прохождение всеми водителями (кандидатами в водители) транспортных средств электрокардиографического исследования», в то время как обязательного обследования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) в форме электрокардиограммы указанный перечень не предусматривает.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что пункт 7 перечня медицинских показаний к управлению транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 на который ссылается административный истец, не содержит никаких предписаний, связанных с процедурой медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств. В них указаны лишь наименования конкретных заболеваний, являющихся медицинским противопоказанием либо медицинским показанием к управлению транспортным средством, и не регламентированы вопросы медицинского освидетельствования в целях реализации положений Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Таким образом, проведение электрокардиографического исследования возможно только при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и не содержат правовых оснований для отмены судебного постановления.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства» без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
(судья Колотыгина И.И.)