Дело № 2а-1592
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 декабря 2016 года г. Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Королевой Т.А.,
при секретаре Штебнер Н.Н.,
с участием прокурора Куликовой М.И.,
административного ответчика Матвеева И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верещагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Матвееву И.С. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами
установил:
Прокурор Верещагинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Матвееву И.С. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки по исполнению законодательства о соблюдении ограничений к водительской деятельности на территории Верещагинского района, установлено, что Матвеев И.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете у врача-нарколога в ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница» с диагнозом <данные изъяты>
Согласно Перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377, лица, страдающие заболеванием "наркомания" и "алкоголизм" не имеют право осуществлять деятельность, связанную с повышенной опасностью.
По информации, представленной РЭО ОГИБДД МО МВД России «ВерещагинскийДД.ММ.ГГГГ Матвееву И.С. было выдано водительское удостоверение серии № на право управления транспортными средствами. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный ответчик, имеющий медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное движение по дорогам Российской Федерации. Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у Матвеева И.С.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении административного иска настаивал, подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик в судебном заседании подтвердил, что обладает правом на управление транспортными средствами категории <данные изъяты>, состоит на учете у врача-нарколога с ДД.ММ.ГГГГ, у него имеется медицинское противопоказание к управлению транспортными средствами.
Представители заинтересованных лиц МО МВД России «Верещагинский», ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница», надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в деле, установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Федерального закона N 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств; обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведении санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно пунктам 1, 4 статье 23.1 Федерального закона N 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В пункте 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, - F10 - F16, F18, F19. Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377, для водителей автомобилей дополнительными противопоказаниями для управления транспортными средствами являются пограничная умственная отсталость и задержка умственного развития, эпилепсия и синкопальные состояния, алкоголизм, наркомания и токсикомания. При этом переосвидетельствование должно производиться индивидуально через три года или при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм права и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Матвеев И.С. имеет право управления транспортными средствами категории <данные изъяты> и водительское удостоверение серии №
Согласно сообщению ГБУЗ ПК "Верещагинская центральная районная больница" Матвеев И.С. состоит на профилактическом учете у врача-нарколога с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>
До настоящего времени Матвеев И.С. продолжает находиться на профилактическом учете, за время наблюдения на прием ни разу не явился. Вследствие неявки для динамического наблюдения на прием к наркологу, не имеется сведений о наличии или отсутствии ремиссии у Матвеева И.С. В связи с чем, оснований для снятия с профилактического учета нет. Матвеев И.С. имеет противопоказания к управлению транспортными средствами (л.д.10,16).
Суд, удовлетворяя требования прокурора, исходит из того, что имеющееся у Матвеева И.С. заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасное передвижением по дорогам Российской Федерации.
Доказательств неправомерной постановки на профилактический учет либо годности к управлению транспортными средствами ответчиком суду не представлены.
Согласно Инструкции "О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания", утвержденной приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704, срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, как и при диспансерном наблюдении, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Как следует из сообщения главного врача ГБУЗ ПК «ВЦРБ» и врача-нарколога, при постановке на учет Матвееву И.С. было разъяснено обязательное ежемесячное посещение врача - нарколога. Данные рекомендации он не исполнял и с момента постановки на учет уклоняется от посещения медучреждения. При наличии указанных обстоятельств допуск Матвеева И.С. к управлению транспортными средствами не возможен ввиду не соблюдения установленного порядка обследования.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Верещагинского района удовлетворить.
Прекратить действие права Матвеева И.С., <данные изъяты> на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серия и номер № на право управления транспортными средствами категории <данные изъяты> выданного регистрационно-экзаменационным отделом отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Верещагинский» ДД.ММ.ГГГГ
Решение является основанием для изъятия у Матвеева И.С., водительского удостоверения серия и номер №
Взыскать с Матвеева И.С. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с 09.01.2017 года.
Судья подпись Т.А. Королева
Копия верна.
Судья Т.А. Королева
Подлинный документ находится в материалах дела №2а-1592