Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2018 года ***
Благовещенский городской суд *** в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Серикове Р.В.,
С участием представителя ответчика Воробьевой Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бердниковой Т. А. к Администрации г. Благовещенска о признании постановления незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Бердникова Т.А. обратилась в суд с указанным заявлением к Администрации г. Благовещенска, в обоснование заявленных требований указала, что в апреле 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, к заявлению приложила все необходимые документы. В устной форме была дополнительно истребована выписка из ее расчетного счета, открытого в ПАО Сбербанк, о движении денежных средств за период с марта 2017 года по апрель 2018 года. Основанием для обращения истца с данным заявлением послужило отсутствие в собственности Бердниковой Т.А. жилого помещения, а также начавшаяся в отношении нее процедура выселения из жилого помещения, принадлежащего МКУ БГАЖЦ. С октября 1994 года по настоящее время истец проживает в комнате № *** по ул. ***, которая является муниципальной собственностью и имеет статус общежития. С 2007 года по 2014 год с Бердниковой Т.А. заключались договоры социального найма жилого помещения в общежитии и дополнительные соглашения к нему. В апреле 2018 года истцу пришло уведомление о выселении из данного жилого помещения. Другого жилого помещения у истца нет. Истец является пенсионером по старости и инвалидом 3 группы, не работает, ее основной доход - пенсия. 23.05.2018 года Администрацией г. Благовещенска Бердниковой Т.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине того, что представленные истцом документы не подтверждают размер дохода, приходящегося на заявителя, ниже величины порогового значения. С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным.
На основании изложенного, истец Бердникова Т.А. просила суд признать постановление Администрации г. Благовещенска от 23.05.2018 года № 1455 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Бердниковой Т.А.» незаконным; обязать Администрацию г. Благовещенска поставить Бердникову Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, в него не явились истец Бердникова Т.А., представитель истца Момот Д.А., сведений о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли. Принимая во внимание положения ст. 154 ГПК РФ о сроках рассмотрения дела, а также период нахождения настоящего дела в производстве суда, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства. При этом также принимается во внимание, что судом надлежаще выполнены правила статьи 113 ГПК РФ по принятию необходимых мер к извещению лиц, участвующих в деле, а в силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами, в том числе и по явке в судебное заседание.
Судом также учитывается, что по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, а также отказ от получения лицом судебного извещения, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом настоящего дела. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, участвующих в настоящем деле, в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. При таком положении, принимая во внимание, что, не явившись в суд и не представив доказательства уважительности причин неявки, тем самым, истец Бердникова Т.А. высказала свое волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, а также на рассмотрение дела судом по существу и иных процессуальных прав.
С учетом мнения представителя ответчика, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Ранее в судебном заседании представитель истца на требованиях заявления настаивал, привел доводы, аналогичные изложенным в иске, просил признать постановление Администрации г. Благовещенска от 23.05.2018 года № 1455 незаконным, обязать Администрацию г. Благовещенска поставить Бердникову Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ответчика предъявленные требования не признала, в обосновании своей позиции, также изложенной в письменном виде, указала, что Бердникова Т.А. обратилась в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Для того, что поставить гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он должен доказать малоимущность и нуждаемость. Нуждаемость истца подтверждается. В соответствии с Законом Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должны быть приложены документы, подтверждающие доходы заявителя за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. Из представленных Бердниковой Т.А. документов следует, что на ее имя в ОАО «Сбербанк» открыто 2 вклада. За период с 01.04.2017 года по 26.04.2018 года поступления на вклад Универсальный Сбербанк России на 5 лет составили 5997 рублей, на вклад маэстро Социальная в период с 08.04.2017 года по 25.02.2018 года составили 292827 рублей 77 копеек. Бердникова Т.А. является пенсионером по возрасту, пенсионные выплаты за указанные периоды составили 92154 рубля 85 копеек. В связи с чем общая сумма денежных средств, поступивших на счет истца, составила 390980 рублей. Величина порогового дохода пенсионеров составляет 165245 рублей. Годовой доход истца превышает величину порогового значения дохода, установленную для пенсионера. В связи с чем Бердникова Т.А. не может относиться к категории малоимущих граждан, основания для постановки ее на учет отсутствуют. Представитель ответчика просила в иске отказать в полном объеме.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось и подтверждается справкой Управления ЖКХ Администрации г. Благовещенска от 26.10.1994 года, договором найма жилого помещения в общежитии № 267 от 06.02.2007 года, дополнительными соглашениями к договору найма жилого помещения в общежитии от 06.02.2007 года № 267 от 30.04.2008 года, от 12.02.2009 года, от 08.02.2010 года, от 31.03.2011 года, от 29.03.2012 года, от 28.04.2014 года, что с 26 октября 1994 года Бердникова Т.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, принадлежащем Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, по договору найма жилого помещения.
Уведомлением МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» от 11.02.2016 года 3 0127/1069 Бердниковой Т.А. сообщено о том, что договор найма жилого помещения с ней продлен не будет.
04 апреля 2018 года в адрес Бердниковой Т.А. МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» также направлено уведомление, в котором сообщалось о необходимости освобождения муниципального жилого помещения – комнаты № *** по ул. ***, в трехдневный срок.
Поскольку иного жилого помещения Бердникова Т.А. не имеет, 20 апреля 2018 года истец обратилась в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 1 человек.
Согласно постановлению администрации г. Благовещенска от 23 мая 2018 года № 1455 Бердниковой Т.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано по причине того, что Бердниковой Т.А. представлены документы, которые не подтверждают, что размер дохода, приходящегося на заявителя, ниже величины порогового значения.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Бердниковой Т.А. инициирован настоящий иск в суд.
Проверяя обоснованность заявленных Бердниковой Т.А. требований в части признания постановления Администрации от 23.05.2018 года № 1455 незаконным, суд приходит к следующим выводам.
Как ранее судом отмечено, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации Амурским областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года принят Закон Амурской № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», которым определяются основные цели, задачи, направления жилищной политики области, формы реализации права населения области на жилище и обеспечивает защиту прав граждан на жилище.
Статьей 10 Закона Амурской № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» установлен перечень документов для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, который включает:
1) заявление гражданина (заявителя) о принятии на учет; 2) документы, удостоверяющие личность заявителя и подтверждающие состав его семьи (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи); 3) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении: а) документы, подтверждающие проживание заявителя в муниципальном образовании по месту постановки на учет (паспорт, договор найма (поднайма), договор социального найма, договор безвозмездного пользования, договор аренды, трудовой договор или трудовая книжка, решение суда об установлении факта проживания или иные документы, подтверждающие проживание заявителя в муниципальном образовании по месту постановки на учет); б) правоустанавливающие документы на жилое помещение, право заявителя и членов его семьи на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем, членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); г) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и всех членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения за пять лет, предшествующих дню обращения гражданина с заявлением о принятии на учет; д) решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения), занимаемого заявителем, непригодным для проживания (при необходимости); е) справка из органов опеки и попечительства о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при необходимости); ж) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при необходимости); з) справка медицинской организации, подтверждающая, что в составе семьи заявителя имеется больной, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (при необходимости); 4) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным малоимущим: а) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, в соответствии с Законом Амурской области "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда"; б) справка органов службы занятости населения о признании заявителя и членов его семьи в установленном порядке безработными;
в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи недвижимого имущества; г) справка органов государственной инспекции безопасности дорожного движения о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи транспортных средств, подлежащих налогообложению; д) документы о кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащих налогообложению, выдаваемые органом, осуществляющим государственный кадастровый учет; ж) документы о рыночной стоимости транспортного средства, находящегося в собственности у заявителя и членов его семьи, выдаваемые организациями и специалистами, осуществляющими оценку транспортных средств.
Таким образом, анализ вышеприведенной нормы в совокупности со ст. 49 ЖК РФ показывает, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Законом Амурской области от 23.11.2012 года № 119-ОЗ установлен порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона при определении стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма учитывается стоимость имущества, включенного в перечень видов имущества, установленный приложением N 2 к настоящему Закону.
Размер денежных средств, валютных ценностей, находящихся на счетах в банковских и иных кредитных организациях, учитывается на основании представленных заявителем сведений в виде выписок (копий документов) банковских и иных кредитных организаций (ч. 6 ст. 4).
Статьей 6 Закона Амурской области от 23.11.2012 года № 119-ОЗ предусмотрено, что граждане признаются малоимущими в случае, если их доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества.
Из правовой позиции стороны истца следует, что Бердникова Т.А. является пенсионеркой, получает пенсию по страсти, что также подтверждается справкой УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 132009/18 от 16.04.2018 года.
В судебном заседании установлено, стороной ответчика не оспаривалось и подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.04.2018 года № 28-00-4001/5001/2018-1758, что за Бердниковой Т.А. в период с 02.08.1999 года по 13.04.2018 года сведения о правах на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации, не значатся.
При обращении Бердниковой Т.А. с заявлением в Администрацию г. Благовещенка о постановке ее в качестве нуждающейся в жилом помещении, Бердниковой Т.А. были представлены сведения о наличии двух счетов, открытых в ПАО Сбербанк России, № *** и № ***.
Из выписки по лицевому счету № *** следует, что по состоянию на 01.03.2017 года остаток по указанному счету составил 5084 рублей 47 копеек.
Согласно справке о состоянии вклада за период с 01.03.2017 года по 30.04.2018 года общая сумма зачисления за указанный период составила 384982 рубля 62 копейки, из которой сумма пенсионных выплат за расчетный период составила 92154 рубля 85 копеек.
Таким образом, общий совокупный доход истца за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, составил 390980 рублей (292827 руб. 77 коп. + 92154 руб. 85 коп. + 5997 руб.).
Вместе с тем, для признания гражданина малоимущим его годовой доход не должен превышать величины порогового значения дохода, установленного для пенсионера, который в соответствии с положениями Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» определяется как величина прожиточного минимума для пенсионеров, устанавливаемая ежеквартально постановлением губернатора области и составившая на момент обращения Бердниковой Т.А. в Администрацию г. Благовещенска 165245 рублей.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что размер годового дохода Бердниковой Т.А. превышает установленное для нее пороговое значение размера дохода, приходящегося на одиноко проживающего гражданина, в целях признания малоимущей и предоставления ей по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а, следовательно, Бердникова Т.А. не может быть признана таковой.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также то, что Бердникова Т.А. в установленном Закон Амурской области от 01.09.2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» порядке не признана малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, постановление Администрации от 23 мая 2018 года № 1455 об отказе Бертниковой Т.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным.
Поскольку судом постановление Администрации г. Благовещенска № 1455 от 23 мая 2018 года признано законным, не подлежит удовлетворению и требование Бердник Т.А. об обязании Администрацию г. Благовещенска поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Бердниковой Т. А. в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Благовещенска о признать постановления Администрации г. Благовещенска от 23.05.2018 года № 1455 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Бердниковой Т.А.» незаконным; обязании поставить Бердникову Т. А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 11 июля 2018 года.
Председательствующий Е.А. Фирсова