ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2014 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.
при секретаре судебного заседания Артамоновой А.М.
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Лиманского района Астраханской области Искалиевой С.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» незаконным и об обязании ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» незаконным и об обязании ликвидации несанкционированной свалки, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Промысловский сельсовет» законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории муниципального образования. Согласно акту проверки территории муниципального образования «Промысловский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ г. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> выявлено несанкционированное скопление твердо-бытовых отходов (бытовые отходы, строительный мусор, остатки кирпича, целлофановые пакеты, пластмасса, обрезанные ветки деревьев, стеклянные бутылки, бумага, металлические контейнеры). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проверки прокуратурой <данные изъяты> установлен факт нарушения администрацией муниципального образования «Промысловский сельсовет» природоохранного, санитарного законодательства, которые напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, что привело к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет», выразившиеся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также несанкционированном размещении отходов на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет», незаконным и обязать в срок <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора и бытовых отходов на территории <адрес> на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> путем очистки территории от размещенных бытовых отходов.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Лиманского района Искалиева С.Ж. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» в судебное заседание не явился, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя заявителя - помощника прокурора Лиманского района Искалиеву С.Ж., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
При рассмотрении дела судом установлено, что в результате проверки прокуратуры <данные изъяты> исполнения администрацией муниципального образования «Промысловский сельсовет» природоохранного, санитарного законодательства, затрагивающего интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет» Лиманского района Астраханской области на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> выявлено несанкционированное скопление мусора и бытовых отходов (бытовые отходы, строительный мусор, остатки кирпича, целлофановые пакеты, пластмасса, обрезанные ветки деревьев, стеклянные бутылки, бумага, металлические контейнеры).
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки территории поселения от ДД.ММ.ГГГГ г., составленным помощником прокурора Лиманского района Астраханской области Искалиевой С.Ж., приложенными к нему фотоснимками мест размещения отходов.
Указанные свалки находятся в пределах границ муниципального образования «Промысловский сельсовет» Лиманского района Астраханской области.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно примечанию к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с п. п. 9, 14 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. В целях решения указанных вопросов администрация муниципального района в соответствии со ст. 17 названного Закона наделена соответствующими полномочиями.
Решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципального образования, неисполнение данной обязанности по решению данных вопросов местного значения создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно положениям Устава муниципального образования «Промысловский сельсовет» (ст. 8) к вопросам местного значения муниципального образования «Промысловский сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства в границах населенных пунктов муниципального образования «Промысловский сельсовет».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не реализуются полномочия, предусмотренные п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» по организации сбора и вывоза отходов - на территории поселения имеется несанкционированная свалка мусора.
Бездействием органа местного самоуправления нарушаются права граждан, проживающих на территории поселений муниципального образования, их право на благоприятную окружающую среду, ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования прокурора <данные изъяты> направлены на реализацию органом местного самоуправления полномочий, возложенных федеральным законом, и защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, суд приходит к выводу об удовлетворении вышеуказанных требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованное лицо (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что указанный прокурором срок для ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов является достаточным, без учета объема затрат. С учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения администрацией муниципального образования «Промысловский сельсовет» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет», выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также несанкционированном размещении отходов на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет».
Обязать администрацию муниципального образования «Промысловский сельсовет» в срок <данные изъяты> со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования Промысловский сельсовет» Лиманского района Астраханской обл., а именно на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> путем очистки территории от размещенных бытовых отходов.
Взыскать с администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» государственную пошлину в доход муниципального образования «Лиманский район» в размере <данные изъяты> руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.08.2014 г.
Судья: