24RS0032-01-2020-002080-66
Дело № 2-2439/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2020 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска
Сахаровой Д.В.
представителя ответчика КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей»
Базарко Ж.П.
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОНД по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю Котенева А.В.
при секретаре Поляковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Краевому государственному автономному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Енисей», Министерству спорта Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировав свои требования следующим.
Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора города Красноярска по пожарному надзору №2 от 09.01.2019 проведена внеплановая выездная проверка территории, зданий и помещений крытого катка «Первомайский» КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» расположенного по адресу: <адрес>, по результатом которой вынесено предписание 2/1/1-16 от 05.02.2019, в котором предписано устранить 16 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Во исполнение распоряжения главного государственного инспектора города Красноярска по пожарному надзору от 27.08.2019 №1105 с целью контроля исполнения вышеуказанного предписания вновь проведена выездная проверка указанного здания, по результатам которой выявлено, что не устранёнными остаются 6 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, выдано предписание 1105/1/1-6 от 25.09.2019г. В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что указанные в предписании 1105/1/1-6 от 25.09.2019 нарушения законодательства и нормативных актов в области пожарной безопасности (Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», Свода Правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы») до настоящего времени не устранены, а именно:
В нарушение указанных норм в крытом катке КГАУ «СШОР» по хоккею с мячом «Енисей» средства обнаружения пожаров не дублируют сигналы на пульт подразделения пожарной охраны; на первом этаже с южной стороны в блоке 1 -2 крытого катка ширина эвакуационного выхода в тамбур, из которого непосредственно наружу составляет 0,9 м (менее 1,2 м); на первом этаже в блоке 1-3 крытого катка изменено направление открывания входных дверей (помещения раздевалок) в результате чего ширина эвакуационного пути по общему коридору уменьшена до 1,06 м (менее 1,2 м); из лестничных клеток блока 1-3 крытого катка отсутствуют выходы наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверьми, в связи с чем, со второго этажа здания отсутствуют эвакуационные выходы; помещения вентиляционных, расположенных в блоках 1-2, 1-3 не отделены ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости (выгорожены перегородками из гипсокартона, установленные двери не являются противопожарными); на втором этаже в блоке 1-1 крытого катка двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении уменьшают требуемую ширину лестничной площадки и марша.
В связи с выявленными нарушениями, просит возложить обязанность на Краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Енисей» устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в крытом катке «Первомайский» по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить дублирование сигналов на пульт подразделений пожарной охраны средствами обнаружения пожаров; обустроить на первом этаже с южной стороны здания в блоке 1-2 эвакуационный выход в тамбур и непосредственно наружу шириной не менее 1,2 метра; обеспечить на первом этаже здания в блоке 1-3 ширину эвакуационного пути не менее 1,2 метра; обустроить эвакуационные выходы со второго этажа здания; обустроить вентиляционные помещения в блоках 1-2, 1-3 здания ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости; обеспечить на втором этаже в блоке 1-1 здания требуемую ширину лестничной площадки и марша в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; Возложить на Министерство спорта Красноярского края обязанность выделить Краевому государственному автономному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Енисей» финансирование для устранения нарушений требований законодательства пожарной безопасности в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Сахарова Д.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что нарушения носят многолетний характер, на момент рассмотрения спора нарушение по пункту 1105/1/1 в части где средства обнаружения пожаров не дублируют сигналы на пульт подразделения охраны, выполнено.
Представитель ответчика КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» Базарко Ж.П. исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что согласно п. 10 протокола от 21.08.2015 № 1 заседания организационного комитета по подготовке и проведению XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске, вид спорта - «Хоккей с мячом» был включен в программу соревнований Универсиады, тем самым, стадион «Енисей» вошел в перечень объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске. Кроме того, помимо капитального строительства, проектной документацией был предусмотрен капитальный ремонт крытого катка «Первомайский», данные объекты объединены в единый кластер «Енисей». В рамках соблюдения действующего законодательства, регулирующего пожарную безопасность, в адрес МЧС России было направлено письмо с предоставлением проектной и рабочей документации для дальнейшего согласования, данное согласование получено КЕАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» (далее по тексту - Учреждение) 04.04.2018 г. В рамках подготовки к проведению XXIX Всемирной Зимней универсиады в феврале 2019 года была проведена внеплановая проверка пожарной безопасности крытого катка «Первомайский», по результатам которой был выдан акт проверки от 05.02.2019 № 2 и предписание от 05.02.2019 № 2/1/1-16. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, срок устранения которых был установлен до 01.09.2019. КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» является некоммерческой организацией, которое создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя - Министерства спорта Красноярского края в сфере физической культуры и спорта, в сфере образования, а также иных сферах в случаях, установленных федеральными законами и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Стадион «Енисей» (<адрес>, общая площадь - <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер № и Крытый каток «Первомайский» (<адрес>, общая площадь - <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №) являются собственностью Красноярского края и принадлежат на праве оперативного управлении Учреждению, источником финансового обеспечения деятельности которого являются средства краевого бюджета, предоставляемые Учреждению в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание Учреждением государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, в том числе средства субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
25 июня 2019 года в адрес Министерства спорта Красноярского края (далее-Министерство спорта) было направлено письмо (исх. № 392 от 25.06.2019) с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования для устранения данных нарушений в 2019 году. По вопросу выделения дополнительного финансирования на устранение требований пожарной безопасности (замена дверных блоков, установка перегородки, отделяющей лестницу от коридора с дверью, замена перегородок из гипсокартона на стеклянные - нарушения 1105/1/2-6) Министерство спорта уведомило КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» о том, что данный вопрос включен в реестр предложений Министерства на очередную корректировку краевого бюджета на 2019 год (исх. № 81-1166-н от 11.07.2019). Дополнительные ассигнования Учреждению не были предусмотрены.
По вопросу монтажа, пуско-наладки и тестирования объектовой станции «Стрелец-Мониторинг» (нарушение 1105/1/1), стоимость которого составляет 81,8 тыс. рублей, Министерством предложено осуществить данные работы за счет экономии, полученной от проведения конкурсных процедур в рамках освоения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждения в текущем году. (исх. № 81-1166-н от 11.07.2019).
Во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Красноярска по пожарному надзору от 27.08.2019 № 1105 с целью контроля исполнения предписания от 05.02.2019 № 2/1/1-16 была проведена выездная проверка территории, зданий и помещений крытого катка «Первомайский» по результатам которой выявлено, что не устранёнными остаются 6 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. По результатам проверки выдано предписание 1105/1/1-6 от 25.09.2019 г.
На основании запроса Министерства спорта о предоставлении информации о проделанной работе по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (исх. № 81-158-и от 30.01.2020 г.), Учреждением представлена информация об устранении нарушения требований законодательства о пожарной безопасности № 1105/1/1 (предписания 1105/1/1-6 от 25.09.2019 г.), а также повторно сообщено о потребности выделения дополнительных средств для устранения замечаний, касаемо изменения конструктивных особенностей помещений на крытом катке «Первомайский», (исх. № 48 от 31.01.2020 г.). Дополнительные ассигнования на указанные цели Учреждению не были предусмотрены. Денежные средства, выделенные Учреждению согласно уведомлению № 6133 от 14.04.2020 при корректировке краевого бюджета в 2020 г., предназначены на текущее содержание спортивных объектов и включены в План финансово-хозяйственной деятельности КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» на основании решения Наблюдательного совета КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» от 24.04.2020 г. В настоящее время Учреждением планируется осуществить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности за счет экономии средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовавшейся по причине приостановки деятельности объектов физической культуры и спорта в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг.
По факту исполнения предписаний Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю № 2/1/1-16 от 05.02.2019 г. и № 1105/1/1-6 от 25.09.2019 г., представитель ответчика пояснила, что в ходе рассмотрения спора устранено нарушение на крытом катке КГАУ «СШОР» по хоккею с мячом «Енисей» и средства обнаружения пожаров в настоящее время дублируют сигналы на пульт подразделения пожарной охраны, данное нарушение устранено в 2019г. посредством установки станции «Стрелец». В настоящее время устранены следующие нарушения:
- Не обеспечено исправное содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям крытого катка (при въезде на территорию через ворота допускается перепад между дорожным покрытием и покрытием на территории катка около 60 см) - Устранено в 2019г. с привлечением подрядной организации;
- Руководителем не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей - Устранено в 2019г. собственными силами;
- Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания, имеющихся противодымных дверей в лестничных клетках и коридорах крытого катка - Устранено в 2019г. собственными силами;
- Запоры на дверях эвакуационных выходов из помещений КПП и крытого катка, а также в лестничных клетках не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа - Устранено в 2019г. собственными силами;
- В здании КПП, а также в блоках 1-1, 1-2, 1-3 крытого катка не обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре - Устранено в 2019г. собственными силами;
- Руководителем не организовано проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты (не предоставлены соответствующие акты) - Устранено в 2019г. собственными силами;
- Руководителем не предоставлена декларация пожарной безопасности на здание - Устранено в 2019г. собственными силами;
- Кроме того, в 2019 году устранены нарушения, выраженные в непрохождении обучения Руководителя организации и лицом, назначенным в установленном порядке ответственным за пожарную безопасность в объеме пожарно-технического минимума; организации проведения проверок работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; в части освобождения от посторонних предметов (оборудования) на путях эвакуации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОНД по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю Котенев А.В. в суде пояснил, что нарушения, выявленные в ходе проверки ответчика и указанные в предписании, устранены частично, установлена система дублирования сигналов на пульт подразделения пожарной охраны в случае обнаружения возгорания. В остальной части нарушения не устранены, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства спорта Красноярского края Козлов В.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором в обоснование своей правовой позиции относительно предмета спора указал, что КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» письмом от 25.06.2019 № 392 (per. № 81-4262 от 27.06.2019) проинформировало министерство спорта Красноярского края о проведенной внеплановой проверке пожарной безопасности крытого катка «Первомайский», по результатам которой учреждению был выдан акт проверки от 05.02.2019 № 2 и предписание об устранении замечаний требований пожарной безопасности от 05.02.2019 №2/1/1-16. В письме содержалась просьба рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования для КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» в 2019 году с целью устранения замечаний требований пожарной безопасности: Монтаж, пуско-наладка и тестирование объектовой станции «Стрелец - Мониторинг». Стоимость работ - 81 757,00 рублей; Блок 1.2 первый этаж эвакуационный выход, блок 1.3 помещение раздевалок, блок 1.1 - замена дверных блоков, блок 1.3 - установка перегородки, отделяющей лестницу от коридора с дверью, блок 1.2, 1.3 в помещениях вентиляционных - замена перегородок из гипсокартона на стеклянные. Стоимость работ - 1 898 240,40 рублей; Министерством спорта Красноярского края соответствующим образом была направлена заявка в министерство финансов Красноярского края (письмо от 10.07.2019 № 84-81-668), как главному распорядителю бюджетных средств в Красноярском крае для выделения дополнительного финансирования в 2019 году, в т.ч. для КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей». Общая сумма дополнительного финансирования в заявке для КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» составляла 7 676 800 рублей, из них 1 898 200 рублей для устранения замечаний по предписанию об устранении замечаний требований пожарной безопасности от 05.02.2019 № 2/1/1-16, о чём министерство спорта Красноярского края проинформировало КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» письмом от 11.07.2019 № 81-1166-и. Министерство финансов Красноярского края данную заявку (корректировку) на 2019 год не удовлетворило. Дополнительное финансирование выделено не было. Соответственно КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» дополнительное финансирование на устранение замечаний в 2019 году не получило.
При формировании бюджета на 2020 год для включения в План финансово-хозяйственной деятельности КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» было предусмотрено финансирование только на текущее содержание спортивных объектов. Таким образом, устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в указанное время по объективным причинам (отсутствие финансирования) не представилось возможным.
В связи с введенными в Красноярском крае ограничительными мерами, направленными на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, указом Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» с 28 марта 2020 года была приостановлена работа всех спортивных учреждений, в т.ч. и спортивных объектов КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей». В связи с остановкой работы объектов частично сократилось расходование финансовых средств, предусмотренных на текущее содержание спортивных объектов. Тем самым образовалась экономия финансовых средств в 2020 году, предусмотренных на содержание учреждения. На основании вышеизложенного КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» по согласованию с министерством спорта Красноярского края планирует осуществить в 2020 году необходимые мероприятия по устранению нарушения требований пожарной безопасности за счет экономии средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовавшейся по причине приостановки деятельности объектов физической культуры и спорта.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 11 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". 4.1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. П. 6.1.11 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»: ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.
В соответствии с п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". 4.1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. 77. 4.3.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»: в коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по [2], но не должна превышать 60 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.
В соответствии с п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". 4.1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. П. 4.4.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»: лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, за исключением случаев, специально оговоренных в нормативных документах по пожарной безопасности. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Таблица 23, 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 77. 8.1 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»: ограждающие строительные конструкции помещений для вентиляционного оборудования систем общеобменной и (или) противодымной вентиляции, расположенных в пожарном отсеке, где находятся обслуживаемые и (или) защищаемые этими системами помещения, должны иметь пределы огнестойкости не менее EI 45.
В соответствии с п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". 4.1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. 77. 36 «ж» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»: при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами. 77. 4.4.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»: ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями - не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м. Промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1 м. Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 09.01.2019 проведена внеплановая выездная проверка территории, зданий и помещений крытого катка «Первомайский» КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» расположенного по адресу: ул. Парковая, д. 19, г. Красноярск, по результатом которой вынесено предписание 2/1/1-16 от 05.02.2019, в котором предписано устранить 16 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что указанные в предписании 1105/1/1-6 от 25.09.2019 нарушения законодательства и нормативных актов в области пожарной безопасности (Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», Свода Правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы») до настоящего времени не устранены.
Стадион «Енисей» (<адрес>, общая площадь - <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер № и Крытый каток «Первомайский» (<адрес> общая площадь - <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер № являются собственностью Красноярского края и принадлежат на праве оперативного управлении КГАУ «СШОР по хоккею Енисей», источником финансового обеспечения деятельности которого являются средства краевого бюджета, предоставляемые Учреждению в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание Учреждением государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, в том числе средства субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
КГАУ «СШОР по хоккею Енисей» неоднократно обращалось с просьбой в Министерство спорта Красноярского края выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений, в том числе 25.06.2019г., 31.01.2020 г. Однако необходимые денежные средства в полном объеме Министерством не были выделены. Общая сумма дополнительного финансирования в заявке для КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» составляла 7 676 800 рублей, из них 1 898 200 рублей для устранения замечаний по предписанию об устранении замечаний требований пожарной безопасности от 05.02.2019 № 2/1/1-16, о чём министерство спорта Красноярского края проинформировало КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» письмом от 11.07.2019 № 81-1166-и. Министерством финансов Красноярского края данная заявка (корректировка) на 2019 год не удовлетворена. Министерством спорта 11.07.2019 г. был дан ответ о том, что вопрос о финансировании будет рассмотрен при формировании проекта закона о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Согласно объяснениям ответчика - КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» - в 2019 году нарушения, указанные в предписании были частично устранены собственными силами учреждения.
Установлено, что до настоящего времени не устранены следующие нарушения, указанные в Предписании №2/1/1-16 от 05.02.2019г., а именно:
1105/1/2. На первом этаже с южной стороны в блоке 1-2 крытого катка ширина эвакуационного выхода в тамбур, из которого непосредственно наружу составляет 0,9 м (менее 1,2 м)
1105/1/3. На первом этаже в блоке 1-3 крытого катка изменено направление открывания входных дверей (помещения раздевалок) в результате чего ширина эвакуационного пути по общему коридору уменьшена до 1,06 м (менее 1,2 м);
1105/1/4. Из лестничных клеток блока 1-3 крытого катка отсутствуют выходы наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверьми, в связи с чем, со второго этажа здания отсутствуют эвакуационные выходы;
1105/1/5. Помещения вентиляционных, расположенных в блоках 1-2,1-3 не отделены ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости (выгорожены перегородками из гипсокартона, установленные двери не являются противопожарными);
1105/1/6. На втором этаже в блоке 1-1 крытого катка двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении уменьшают требуемую ширину лестничной площадки и марша.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности с учетом социальной значимости КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» создают реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе пациентов учреждения.
Ответчик КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» неоднократно обращалось с просьбой в Министерство спорта Красноярского края выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений. Однако необходимые денежные средства в полном объеме не выделены. Согласно ответу ответчика Министерства спорта Красноярского края, вопрос о проведении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности планируется рассмотреть при распределении экономии средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовавшейся по причине приостановки деятельности объектов физической культуры.
Суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку нарушения требований пожарной безопасности носят длительный характер, из года в год не устраняются ответчиком, в том числе и по причине недостаточного финансирования со стороны учредителя краевого бюджетного учреждения. При этом сроки, которые просит определить прокурор для устранения выявленных нарушений, суд находит разумными и достаточными для исполнения.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика КГАУ «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3.000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному автономному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Енисей», Министерству спорта Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Енисей», а при недостаточности денежных средств – Министерство спорта Красноярского края, устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС по Красноярскому краю, а именно:
- Обустроить на первом этаже с южной стороны здания, расположенного по адресу <адрес> в блоке 1-2 эвакуационный выход в тамбур и непосредственно наружу шириной не менее 1,2 метра;
- Обеспечить на первом этаже в блоке 1-3 ширину эвакуационного пути не менее 1,2 метра;
- Обустроить эвакуационные выходы со второго этажа здания блока 1-3 крытого катка;
- Обустроить вентиляционные помещения в блоках 1-2,1-3 ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости;
- Обеспечить на втором этаже в блоке 1-1 здания требуемую ширину лестничной площадки и марша в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Енисей» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2020 года.
Председательствующий И.А. Бойко