Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-448/2014 ~ М-523/2014 от 28.03.2014

Дело № 2-448/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2014 года                                   г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи     Палатовой Т.В.,

при секретаре             Чигирин О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова А.В., Смирновой О.В., действующей в своих интересах, а так же в интересах несовершеннолетних детей Исламовой Ю.И., Смирнова Ю.А., Смирновой М.А., Смирнова И.А., Смирнова В.А., к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи,

У С Т А Н О В И Л :

Смирнов А.В., Смирнова О.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Исламовой Ю.И., Смирнова Ю.А., Смирновой М.А., Смирнова И.А., Смирнова В.А., обратились в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, заявляя следующие требования: признать истцов, проживающих в <адрес>, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в августе 2013 года; возложить обязанность на администрацию Усть-Ивановского сельсовета и администрацию Благовещенского района Амурской области включить истцов в следующие списки: 1) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводком на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 1431-р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета, не менее, чем в двух экземплярах (один экземпляр обязательно для министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области), 2) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 1432-р, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, не менее, чем в трех экземплярах (обязательно два экземпляра для министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области и МЧС России).

В обоснование иска указали, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур, на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области земельный участок и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором они проживают, подтоплены. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Усть-Ивановского сельсовета Амурской области Смирнова О.В. с мужем Смирновым А.В. и несовершеннолетними детьми Исламовой Ю.И., Смирновым Ю.А., Смирновой М.А., Смирновым И.А., Смирновым В.А. постоянно проживают по адресу <адрес>. По расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № 2657 Смирнова О.В. получила в администрации Благовещенского района денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в качестве единовременной материальной помощи по ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий в 2013 году из средств областного бюджета. В соответствии с актом обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что подполье жилого дома подтоплено водой, нарушен фундамент, имеются трещины по периметру печи. Кроме того, имеется акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, где установлено, что нарушен фундамент печи, имеются наружные трещины по периметру печи с 4-х сторон и имеется надрыв духового очага. Администрацией Усть-Ивановского сельсовета в праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано, по причине того, что имущество, по мнению администрации сельсовета, не пострадало (ответ от ДД.ММ.ГГГГ № 30). Однако, ДД.ММ.ГГГГ комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Благовещенского района принято решение о включении граждан(согласно заявлений), проживающих в с. Усть- Ивановка, в жилых помещениях которых подтоплены подполья и подвальные помещения в результате поднятия уровня грунтовых вод, в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счёт средств из областного бюджета в размере 10 тысяч рублей, (п. 4 протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № 31) из фонда <адрес>. В соответствии с расходным кассовым ордером № 2657 от ДД.ММ.ГГГГ нам истцам выплачена единовременная материальная помощь из средств резервного фонда Правительства Амурской области. Однако администрация Усть-Ивановского сельсовета необоснованно в списки граждан имеющих право на получение ЕМП и ФП из средств резервного фонда Правительства РФ и Правительства Амурской области истцов не включили. Таким образом, бездействием администрации Усть-Ивановского сельсовета нарушаются их права и права их несовершеннолетних детей на получение мер социальной поддержки в виде получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества из областного и федерального бюджетов.

Истец Смирнов А.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.

Истец Смирнова О.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что действительно администрация начала делать ремонт в жилом помещении по <адрес>, однако ремонт до настоящего времени не закончен. Кроме того, учитывая, что жилому дому причинен определенный ущерб в результате чрезвычайной ситуации, считает, что ее семья имеет право на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утрату имущества.

Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО27, а так же представитель ответчика администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области ФИО28 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в жилом доме по <адрес>, истцы действительно проживают, однако данный жилой дом не был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района в августе 2013 года, имущество истцов не пострадало, поскольку вода стояла ниже уровня пола, только в подполье, что не является основанием для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи. Кроме того, жилое помещение по <адрес> не принадлежит истцам на праве собственности, они занимают данное жилое помещение на условиях социального найма, жилое помещение находится на балансе администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, в настоящее время силами муниципалитета осуществляется ремонт данного жилого помещения, который на настоящее время не окончен. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третьи лица: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены должным образом.

Третье лицо Министерство социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, представив суду отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовали о рассмотрении иска в их отсутствие. Согласно представленного отзыва Министерство социальной защиты населения Амурской области возражало против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. В рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказания единовременной материальной и финансовой помощи является наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома в результате ЧС. Из искового заявления следует, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Благовещенского района была подтоплена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой проживают истцы, в связи с чем, полагают, что имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества. Документов, подтверждающих утрату какого-либо имущества, в том числе имущества первой необходимости, а также документов, подтверждающих нарушений конструктивных элементов жилого помещения, истцами не представлено. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец должен доказать те обстоятельства, на которых он ссылается в исковом заявлении. Таким образом, для удовлетворения исковых требований истцов должна усматриваться причинно-следственная связь между чрезвычайной ситуацией и наступившими от неё последствиями.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца Смирнову О.В., представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1431-р от 15 августа 2013 года предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750.

Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, а в последующем от периоде от 26 сентября 2013 года № 40, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.

В разделе II данных методических рекомендаций указано, что единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории населенного пункта, подвергшегося затоплению, подтоплению в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории области в июле-августе 2013 года (далее - ЧС), и соответствующим условиям, определенным настоящим разделом применительно к соответствующему виду выплаты (2.1). Единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке) (2.2). Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены: (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации. (2.3).

Таким образом, исходя из приведенных требований, для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, необходимы обязательные условия, в частности, установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации и утрата имущества полностью или частично при чрезвычайной ситуации.

Поскольку ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества, если иное прямо не предусмотрено соответствующим нормативным актом.

Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», установлено разграничение финансовой и материальной помощи в зависимости от источника финансирования – за счет средств резервного фонда Правительства РФ и за счет средств федеральной финансовой помощи, выделенной бюджету Амурской области. Соответственно, предусмотрено ведение четырех различных списков пострадавших граждан в зависимости от вида выплат и источника их финансирования. Указанный акт определяет источники оказания финансовой и материальной помощи, однако саму природу выплат и содержание прав граждан на их получение не затрагивает.

Постановлением Правительства Амурской области от 18 сентября 2013 года № 431 внесены изменения в Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденный постановлением Правительства области от 26 мая 2009 года № 214. В случае покрытия расходов на мероприятия, предусмотренные абзацем восьмым настоящего пункта, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, выплаты пострадавшим гражданам на указанные цели за счет ассигнований резервного фонда не производятся. Пунктом 2 Постановления изменениям придана обратная сила и их действие распространяется на правоотношения с 15 августа 2013 года.

Тем самым устранена возможность двойного получения одних и тех же по своей природе выплат за счет за счет средств областного и федерального бюджетов.

Как установлено судом, истцы Смирнов А.В., Смирнова О.В., Исламова Ю.И., Смирнова М.А., Смирнов Ю.А., Смирнов И.А., Смирнов В.А. постоянно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании договора социального найма указанного жилого помещения № 5 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Смирновым А.В. с администрацией Усть-Ивановского сельсовета, что подтверждено копией названного договора, а так же справками администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о месте проживания в отношении каждого из истцов и справками о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта визуального обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составленного представителем ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ следует, что степень повреждения конструктивных элементов здания составляет 50 %, имеются повреждения кухонной печи, во время чрезвычайной ситуации вода стояла до уровня пола.

Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, подполье было подтоплено водой, имелись трещины по периметру печи и нарушения фундамента печи.

Из технического и кадастрового паспортов на квартиру № 1 по <адрес>, следует, что квартира расположена в двухквартирном жилом доме, 1969 года постройки, квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе жилую <данные изъяты> кв.м.

Согласно расходного кассового ордера № 2657 от ДД.ММ.ГГГГ Смирновой О.В. выплачена единовременная материальная помощь в размере 50 000 рублей, что соответствует положениям п. 1 постановления Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» и протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Благовещенского района от 27 сентября 2013 года № 31.

Как уже было указано судом, финансовая помощь за утрату имущества выплачивается при условии повреждения жилого помещения, в котором гражданин проживает.

Исследовав все представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что истцами в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, поскольку из представленных доказательств следует, что водой было подтоплено только подполье, вода стояла до уровня пола. Более того, истцами суду не было представлено доказательств того, что в результате чрезвычайной ситуации, у них пострадало какое-либо их личное имущество.

Таким образом, у истцов не возникло права на получение финансовой помощи, а единовременная материальная помощь истцам выплачена, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось истцами.

С учетом изложенного, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Смирнова А.В., Смирновой О.В., действующей в своих интересах, а так же в интересах несовершеннолетних детей Исламовой Ю.И., Смирнова Ю.А., Смирновой М.А., Смирнова И.А., Смирнова В.А., к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи – отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий:

2-448/2014 ~ М-523/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исламова Ю.И.
Смирнова М.А., Смирнов И.А., Смирнов В.А.
Смирнов Ю.А.
Смирнова Ольга Владимировна
Смирнов А.В.
Ответчики
Адм=-я Усть-Ивановского сельсовета
Адм-я Благовещенского района
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Палатова Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
28.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2014Передача материалов судье
02.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2014Судебное заседание
22.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее