Дело № 2-1857/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 года Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе:
председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - Оганесян П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Валентины Николаевны к Петровой Наталье Николаевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Петровой Киры Юрьевны, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, орган опеки и попечительства Администрации города Евпатории и ОМВД России по г. Евпатории в лице отдела по вопросам миграции, о признании утратившими право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Петрова В.Н. обратилась в суд с иском к Петровой Н.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Петровой К.Ю., о признании утратившими право пользования жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что она - истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором были зарегистрированы в качестве членов семьи ее – истца Петрова Н.Н. и несовершеннолетняя Петрова К.Ю., являющаяся ей – истцу внучкой. Ответчик Петрова Н.Н. сожительствовала с ее – истца сыном, однако после смерти сына в марте 2020 года ответчик вместе с несовершеннолетней дочерью, собрав свои вещи, выехали из принадлежащего ей - истцу жилого помещения и с того времени проживают по иному адресу, при этом не снявшись с регистрационного учета. Поскольку с марта 2020 года ответчики в спорной квартире не проживают, участия в расходах по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг не принимают, при этом отношения она – истец с ними не поддерживает, совместное хозяйство не ведут, поскольку ответчики создали свою семью, с которой проживают, просит признать Петрову Н.Н. и несовершеннолетнюю Петрову К.Ю. утратившими право пользования жилым помещением – квартирой №26 <адрес>.
Определением суда от 19 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Отдел МВД России по г. Евпатории в лице отдела по вопросам миграции и орган опеки и попечительства Администрации города Евпатории.
Стороны, а также представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о не и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке. Согласно поступившим до начала судебного заседания заявлениям, истец исковые требования поддерживает, ответчик, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Петровой К.Ю., против их удовлетворения не возражает, при этом просят рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно содержащимся в материалах дела заявлениям представители третьих лиц также просят суд рассмотреть дело в их отсутствие и принять по делу решение согласно действующего законодательства. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве личной собственности на квартиру от 27 марта 1997 года, выданного исполкомом Евпаторийского городского совета, истец Петрова В.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности истца на указанную квартиру зарегистрировано в установленном порядке, о чем свидетельствует соответствующая отметка на договоре (л.д.6).
Согласно справки №6287 от 17 июля 2020, выданной МУП «Расчетно-кассовый центр» городского округа Евпатория, а также сообщения Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории от 16 октября 2020 года, в квартире №26 <адрес>, принадлежащей праве собственности истцу, с 25 июля 2015 года и с 9 февраля 2018 года зарегистрировано место жительство ответчиков Петровой Н.Н. и Петровой К.Ю. соответственно.
Из пояснений истца Петровой В.Н., изложенных в исковом заявлении, следует, что ответчик Петрова К.Ю. является ее – истца внучкой, а ответчик Петрова Н.Н. проживала и вела совместное хозяйство с ее – истца сыном, в связи с чем были зарегистрированы в принадлежащем ей - истцу жилом помещении в качестве членов семьи, однако 9 сентября 2019 года ее – истца сын умер, в марте 2020 года ответчики, забрав свои вещи, выехали проживать в другое жилое помещение, и с того времени вселиться не пытались, их вещи в квартире отсутствуют, она – истец с ними совместное хозяйство не ведет, общий бюджет отсутствует, отношения не поддерживают, то есть ранее фактически существовавшие между ними семейные отношения прекращены.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.
Положение п. 1 ст. 35 Конституции РФ о том, что право частной собственности охраняется законом, предполагает конституционную обязанность судебных органов обеспечить неприкосновенность права частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Положениями ч. 1 ст. 9 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Ответчики как субъекты гражданских правоотношений вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, прекращение, изменение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.
Статья 31 ЖК РФ в части 1 предусматривает, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Часть 4 данной статьи устанавливает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Кроме того, семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью перед друг другом, ведением общего хозяйства.
В судебном заседании достоверно установлено, что семейные отношения между истцом и ответчиками в марте 2020 года прекращены, общее хозяйство ими не ведется, общий бюджет и общие предметы быта у них отсутствуют, взаимную поддержку друг другу они не оказывают, соглашения о пользовании спорным жильём с ответчиками истец не заключала.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от 26 октября 2020 года, составленного специалистом органа опеки и попечительства, следует, что ответчики с мая 2020 года проживают в благоустроенной квартире, расположенной <адрес>, состоящей из двух комнат, площадью <данные изъяты>, с хорошими санитарно-гигиеническими условиями.
С учетом всех обстоятельств дела, содержащихся в материалах дела доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется, принимая во внимание прекращение семейных отношений между собственником жилого помещения и ответчиками, а также отсутствие между сторонами соглашения о сохранении права пользования ответчиком спорным жилым помещением, в случае прекращения семейных отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для сохранения права пользования спорным жилым помещением за ответчиками и наличии оснований для признания их утратившими право пользования данным жилым помещением.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 12 ГПК РФ суд основывает свое решение на доводах, объяснениях и документах, приведенных и представленных сторонами.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает, что право истца свободно пользоваться, распоряжаться своей собственностью, нарушено, и подлежит защите в связи с существованием факта регистрации в принадлежащем ей жилом помещении ответчиков.
При этом судом также принимается во внимание заявление ответчика Петровой Н.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Петровой К.Ю., согласно которому заявленные Петровой В.Н. исковые требования признает в полном объеме.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно абзацу второму ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На взыскании с ответчиков понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины истец не настаивала, поэтому данный вопрос судом не разрешался.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Петровой Валентины Николаевны к Петровой Наталье Николаевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Петровой Киры Юрьевны, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, орган опеки и попечительства Администрации города Евпатории и ОМВД России по г. Евпатории в лице отдела по вопросам миграции, о признании утратившими право пользования жилым помещением – удовлетворить.
Признать Петрову Наталью Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, и Петрову Киру Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> кв. 26.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец