РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2014 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Людвиковского В.А.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.,
при секретаре Теремок Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Страшниковой Л.А., Булатовой Г.В., Кириленко А.Н. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» о взыскании недополученной заработной платы и установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Богучанского района обратился с иском в суд к Муниципальному казенному образовательному учреждению « Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» в интересах Страшниковой Л.А. о взыскании недополученной заработной платы за декабрь 2013 года, январь, февраль 2014 года; в интересах Кириленко А.Н. и Булатовой Г.В. о взыскании недополученной заработной платы за январь-март 2014года.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что вышеуказанные работники работают в Муниципальном казенном образовательном учреждении « Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8»: Страшникова Л.А.- в должности <данные изъяты>, Кириленко А.Н. и Булатова Г.В. - в должности <данные изъяты>. Заработная плата выплачивается им ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей).
Согласно справкам о начисленной и выплаченной заработной плате заработная плата Страшниковой Л.А., Булатовой Г.В., Кириленко А.Н. начислялась ниже минимального размера оплаты труда. Так вышеуказанным работникам начислялась заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки: Страшниковой Л.А.: в декабре 2013 года - <данные изъяты> руб., в январе 2014 года - <данные изъяты>., в феврале 2014 года - <данные изъяты> руб.; Кириленко А.Н.: в январе 2014 года - <данные изъяты>., в феврале 2014 года - <данные изъяты> руб., в марте 2014 года - <данные изъяты> руб.; Булатовой Г.В.: в январе 2014 года - <данные изъяты> руб., в феврале 2014 года – <данные изъяты> руб. (за 23 фактически отработанных дня); в марте 2014 г. - <данные изъяты> руб. (за 15 фактически отработанных дней).
С учетом начисленных сумм заработная плата подлежит доначислению: Страшниковой Л.А.- в размере <данные изъяты> руб., Кириленко А.Н. -<данные изъяты> руб., Булатовой Г.В.-<данные изъяты> руб..
Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Истцы Страшникова Л.А., Булатова Г.В., Кириленко А.Н., в интересах которых прокурор обратился в суд, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл. О времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Ходатайства об отложении дела, а также о рассмотрении дела в его отсутствие не направили.
Представители третьих лиц – Министерства финансов Красноярского края и Управления образования администрации Богучанского района направили в суд возражения на заявленное прокурором требование, в которых просят отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства финансов Красноярского края и Управления образования.
С учетом мнения представителя прокуратуры Богучанского района, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив представленные суду письменные доказательства, выслушав мнение представителя прокуратуры, суд находит, что требование, заявленное прокурором в интересах работников Страшниковой Л.А., Кириленко А.Н., Булатовой Г.В. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» о взыскании недополученной заработной платы и установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации устанавливается минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже величины прожиточного минимума. При этом согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, руководствуясь действующими правовыми актами, ответчик правомерно включал в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку).
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в района) Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральный законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размер; оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 - Богучанский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате в Богучанском районе за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу - 50%
В судебном заседании установлено, что Страшникова Л.А. работает в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» в должности <данные изъяты>, Кириленко А.Н. и Булатова Г.В.- в должности <данные изъяты>.
Вышеуказанным работникам начислялась заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки: Страшниковой Л.А.: в декабре 2013 года - <данные изъяты> руб., в январе 2014 года - <данные изъяты>., в феврале 2014 года - <данные изъяты> руб.; Кириленко А.Н.: в январе 2014 года - <данные изъяты>., в феврале 2014 года - <данные изъяты> руб., в марте 2014 года - <данные изъяты> руб.; Булатовой Г.В.: в январе 2014 года - <данные изъяты> руб., в феврале 2014 года – <данные изъяты> руб. (за 23 фактически отработанных дня); в марте 2014 года - <данные изъяты> руб. (за 15 фактически отработанных дней).
Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2013 года установлен в размере 5205 рублей в месяц, с 01.01.2014 года 5554 рубля в месяц.
Согласно Определения Верховного суда РФ от 8 апреля 2011 года № 3-В11-4 заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно расчета, представленного прокурором на основании справок Управления образования администрации Богучанского района начисленной заработной плате Страшниковой Л.А., Кириленко А.Н., Булатовой Г.В. заработная плата должна быть определена в размере 5205 рублей в ноябре - декабре 2013года, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (80%) и общая сумма должна составлять 9369 рублей за каждый месяц, за январь 2014 года заработная плата должна быть определена в размере 5554 рубля, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (80%) и общая сумма должна составлять 9997,20 рубля.
Расчет суммы недополученной заработной платы Страшниковой Л.А.
Декабрь 2013 года:
5205 руб. + 4164 руб. (80%) = 9369 руб. - <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. подлежит доначислению.
Январь 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. – <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. подлежит доначислению.
Февраль 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. - <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. подлежит доначислению.
Итого подлежит взысканию за декабрь 2013года, январь - февраль 2014 года <данные изъяты> руб.
Расчет суммы недополученной заработной платы Кириленко А.Н.:
Январь 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. – <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. подлежит доначислению.
2. Февраль 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. - <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. подлежит доначислению.
3. Март 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. - <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. подлежит доначислению.
Итого подлежит взысканию за январь – март 2014 года <данные изъяты> руб.
Расчет суммы недополученной заработной платы Булатовой Г.В.:
1. Январь 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. - <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. (подлежит доначислению)
2. Февраль 2014 года
5554 руб.: 24 рабочих дня х 23 фактически отработанных дня = 5322,58 руб. + 4258,06 руб. (80%) = 9580,64 руб. – <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. (подлежит доначислению)
3. Март 2014 года
5554 руб.: 25 рабочих дней х 15 фактически отработанных дней = 3332,40 руб. + 2665,92 руб. (80%) = 5998,32 руб. – <данные изъяты> руб. (фактически начислено) = <данные изъяты> руб. (подлежит доначислению)
Итого подлежит взысканию за январь – март 2014 года <данные изъяты> руб.
Данные расчеты никем не оспорены. Судом расчеты проверены и взяты за основу.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Страшниковой Л.А., Булатовой Г.В., Кириленко А.Н. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» о взыскании недополученной заработной платы и установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом того, что судом рассмотрен иск в пользу 3 истцов, взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 1800 рублей, по 600 рублей за исковые требования в отношении каждого истца, с учетом наличия двух требований, одно из которых является требованием имущественного характера.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Страшниковой Л.А., Булатовой Г.В., Кириленко А.Н. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» недоначисленную заработную плату в пользу: Страшниковой Л.А. в размере <данные изъяты> рубля; Кириленко А.Н. в размере <данные изъяты> рубля; Булатовой Г.В. в размере <данные изъяты> рубля.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» установить Страшниковой Л.А., Кириленко А.Н., Булатовой Г.В. заработную плату не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с последующим начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Артюгинская средняя общеобразовательная школа № 8» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1800 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок после оглашения решения в полном объеме.
Председательствующий В.А. Людвиковский