Дело № 12-59/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г.Чадан 9 ноября 2017 года
Судья Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва Кочнёва А.Ш., рассмотрев протест прокурора – помощника прокурора Дзун-Хемчикского района Ондар О.Д. на постановление мирового судьи судебного участка Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва Монгуша Ш.Б. от 5 сентября 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемикский кожуун Республики Тыва» Монгуш Х.С-Д.,
с участием помощника прокурора Дзун-Хемчикского района Ондар О.Д.,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 5 сентября 2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст.17.7 КоАП РФ, в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Монгуш Х.С-Д., ввиду отсутствия в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения.
В протесте помощник прокурора Ондар О.Д. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 5 сентября 2017 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст.17.7 КоАП РФ, в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Монгуша Х.С.-Д., считая его незаконным, поскольку должностное лицо было извещено о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении была вручена ему.
В судебном заседании помощник прокурора Ондар О.Д. поддержала протест, просила отменить постановление мирового судьи от 5 сентября 2017 года и прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста прокурора, прихожу к следующим выводам.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Несоблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из обжалуемого постановления видно, что к выводу об отсутствии состава административного правонарушения и в этой связи о необходимости прекращения производства по делу мировой судья пришел в связи невыполнением требований ст.ст. 28.4, 28.2 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Согласно части 4.1 этой статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, 13 июля 2017 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, вынесено прокурором Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Монгуша Х.С.-Д. в его отсутствие и его законного представителя.
В материалах дела имеются сведения о том, что посредством направления требования председатель администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Монгуш Х.С.-Д. извещался о необходимости явиться для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ на 5 июля 2017 года в 9 часов 30 минут. Однако в указанную дату постановление не выносилось, а вынесено 13 июля 2017 года. Данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что должностное лицо Монгуш Х.С.-Д. извещался о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 13 июля 2017 года в материалах дела отсутствуют.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором Дзун-Хемчикского района с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.
Согласно ч.3 ст.26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Указанные обстоятельства обоснованно квалифицированы мировым судьей судебного участка Дзун-Хемчикского кожууна существенным и необратимым нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим прекращение производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения, в связи с чем, доводы в протесте об обратном - несостоятельны.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 5 сентября 2017 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст.17.7 КоАП РФ, в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Монгуша Х.С.-Д., является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва Монгуша Ш.Б. от 5 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Монгуш Х.С-Д. оставить без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня вынесения, может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Республики Тыва.
Судья А.Ш. Кочнёва