ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 12-52/2019 |
11 февраля 2019 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,
рассмотрев жалобу Степановой Татьяны Михайловны на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 18 сентября 2017 года по делу № 5-588/9/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 18 сентября 2017 года по делу № 5-588/9/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, Степанова Т.М. привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
В жалобе, поданной суду, Степанова Т.М. просит отменить названное постановление, считая его незаконным.
В обоснование жалобы указывается на то обстоятельство, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку предписание № 1 от 20.01.2017 года, вынесенное должностным лицом Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, об устранении нарушений земельного законодательства при использовании земельного участка, является незаконным.
В судебное заседание Степанова Т.М. и представитель Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя не прибыли, извещались в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Исследовав доводы жалобы и материалы производства, следует прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что предписанием № 1 от 20 января 2017 года государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель - главного специалиста отдела государственного земельного надзора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2, вынесенным по результатам проверки, проведенной при осуществлении государственного земельного надзора, Степановой Т.М. предписано в срок до 19 июня 2017 г. устранить допущенное нарушение земельного законодательства, информацию об исполнении предписания с приложением документов представить в Севреестр.
При этом допущенное нарушение земельного законодательства заключалось в нецелевом использовании административным истцом земельного участка с видом разрешенного использования для ведения индивидуального садоводства по адресу: <адрес>, которое, в свою очередь, заключается в том, что на земельном участке расположен капитальный объект, имеющий признаки многоквартирного дома (гостиницы).
На основании Распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки от 03.07.2017 № 61 в отношении гр. Степановой Т.М., Управлением Госдарственной регистрации права и кадастра Севастополя в пределах полномочий проведена плановая выездная проверка выполнения предписания органов государственного контроля надзора), органов муниципального контроля от 20.01.2017 № 1, в результате чего составлен Акт проверки физического лица от 19.07.2017 № 40.
В ходе проведения проверки выявлены факты, указывающие на наличие в действиях Степановой Т.М. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ
20.07.2017 государственным инспектором города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Степановой Т.М.
Постановлением мирового судьи Степанова Т.М. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
При вынесении постановления о привлечении Степановой Т.М. к административной ответственности мировой судья квалифицировал деяние нарушителя как невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Между тем с указанными выводами согласиться нельзя.
Составом административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Из приведенной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось Степановой Т.М..
Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Должностным лицом и мировым судьей данные требования не приняты во внимание.
Согласно решению Балаклавского районного суда г. Севастополя от 02.04.2018 года по административному исковому заявлению Степановой Т.М., предписание № 1 от 20 января 2017 года государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель - главного специалиста отдела государственного земельного надзора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2 об обязании Степановой Т.М. устранить в срок до 19.06.2017 нарушения земельного законодательства в части нецелевого использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признано незаконным.
При этом суд исходил из того, что указанное предписание не содержало сведений о нарушении Степановой Т.М. земельного законодательства по использованию принадлежащего земельного участка рекомендации о порядке и способе его устранения.
Судом установлено, что содержание предписания указывало о нарушениях, допущенных при строительстве объектов недвижимости на участке, а не о нарушениях, связанных с его использованием.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязанность доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление мирового судьи подлежит отмене, производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу Степановой Татьяны Михайловны на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 18 сентября 2017 года – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 18 сентября 2017 года по делу № 5-588/9/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Степановой Татьяны Михайловны – отменить.
Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный