Дело № 2а-3698/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи: Курындиной Е.Ю.,
при секретаре: Садчиковой У.А.,
с участием административного истца Старовойтова А.А.,
представителя заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Воронежской области советника юстиции Кривцова В.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Старовойтова Андрея Александровича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, старшему прокурору отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в приеме жалобы к рассмотрению и проведении по ней проверки не законными, возложении обязанности принять жалобу к рассмотрению и провести по ней проверку в соответствии с действующем законодательством в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании решения, действия (бездействия) по не привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона в установленном порядке незаконными, возложении обязанности в установленном законом порядке принимать меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения; признании решения, действия (бездействия) по не передачи обращения на рассмотрение в тот орган, на который подана жалоба незаконными; возложении обязанности осуществить передачу обращения в соответствии с действующим законодательством; признании незаконными решения, действия (бездействия) о не разъяснению в ответе порядка обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; возложении обязанности разъяснять порядок обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока передачи обращения в другой орган не законными; возложении обязанности осуществлять передачу обращений в другие органы в установленные законом сроки; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока направления ответа на обращение не законными; возложении обязанности направлять ответы на обращение в установленные законом сроки,
У с т а н о в и л:
Старовойтов Андрей Александрович обратился в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, старшему прокурору отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в приеме жалобы к рассмотрению и проведении по ней проверки не законными, возложении обязанности принять жалобу к рассмотрению и провести по ней проверку в соответствии с действующем законодательством в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании решения, действия (бездействия) по не привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона в установленном порядке незаконными, возложении обязанности в установленном законом порядке принимать меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения; признании решения, действия (бездействия) по не передачи обращения на рассмотрение в тот орган, на который подана жалоба незаконными; возложении обязанности осуществить передачу обращения в соответствии с действующим законодательством; признании незаконными решения, действия (бездействия) о не разъяснению в ответе порядка обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; возложении обязанности разъяснять порядок обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока передачи обращения в другой орган не законными; возложении обязанности осуществлять передачу обращений в другие органы в установленные законом сроки; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока направления ответа на обращение не законными; возложении обязанности направлять ответы на обращение в установленные законом сроки.
В обоснование административного иска указав, что 22.12.2017 г. им была направлена жалоба в Генеральную прокуратуру РФ жалобу на действия ИО председателя Воронежского областного суда Воронежской области Анисимова В.Ф.
Данная жалоба была получена 27.12.2017 г.
Согласно полученному им ответу от 09.01.2018 г. № 7/1-779-2014, за личной подписью старшего прокурора отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н., его жалоба была передана на рассмотрение в Воронежскую областную прокуратуру. Согласно отметке на почтовом конверте данное письмо было направлено в его адрес 23.01.2018 г.
Данные незаконные действия противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца.
В соответствии с Конституций РФ (ст. ст. 2, 17, 18, 19, 33, 45, 46), ст. ст. 16.1, 17, 41.7, 10, 21, 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. ст. 1, 2, 5, 8, 9, 10 у Старовойтова А.А. имеются законные основания для обращения в Генеральную прокуратуру РФ с вышеуказанной жалобой, а обязанностью прокуратуры является надзор за исполнением Конституции РФ и законов, в том числе, и Воронежской областной прокуратурой. Таким образом, Генеральная прокуратура РФ обязана была принять жалобу Старовойтова А.А. к производству, рассмотреть ее по существу.
В нарушении ст.ст. 16.1, 17, 41.7, 10, 21, 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» обязанностью Генеральной прокуратуры РФ является надзор за исполнением Конституции РФ и законов, в том числе, и Воронежской областной прокуратурой. С учетом данных обстоятельств Генеральная прокуратура РФ обязана принять жалобу Старовойтова А.А. к производству и рассмотреть ее по существу.
В нарушении ч. 4 ст. 10 «О прокуратуре РФ» прокуратура уклонилась от рассмотрения его обращения и, соответственно, от привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В нарушении ст. 8 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» жалоба Старовойтова А.А. сопроводительным письмом была направлена на рассмотрение в Воронежскую областную прокуратуру, однако Воронежская областная прокуратура не имеет полномочий на рассмотрение данной жалобы.
Генеральная прокуратура РФ нарушила срок направления ответа на его обращение, установленный ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», поскольку обращение Старовойтова А.А. направлено 22.12.2017 г., получено адресатом 27.12.2017 г., ответ на обращение подготовлен 09.01.2018 г. (сопроводительное письмо), согласно отметке на почтовом конверте направлен ему 23.01.2018 г. (л.д.7-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04 июня 2018 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Воронежской области (л.д. 21).
Административный истец - Старовойтов А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Административные ответчики - Генеральная прокуратура РФ, старший прокурор отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н., в судебное заседание не явились, представлены возражения на административное исковое заявление (л.д. 45-46).
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области – советник юстиции Кривцов В.А., действующий на основании доверенности (л.д. 36), против удовлетворения требований возражал, представил письменные возражения относительно заявленных административных требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Старовойтовым А.А. 22.12.2017 г. направлена жалоба в Генеральную прокуратуру РФ на незаконные действия (бездействие) ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф., в которой административный истец просил провести проверку в пределах полномочий Генеральной прокуратуры РФ, проверив законность и обоснованность действий (бездействия) ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф., выразившихся в не надлежащем рассмотрении его обращения; проверить законность и обоснованность действий (бездействий) ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф. по факту не соблюдения требований ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», привлечь ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение требований ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении его обращения (л.д. 10,11).
Указанная жалоба получена Генеральной прокуратурой Российской Федерации была 27 декабря 2017 года ( вх. рег. №ОГР-350528-17) (л.д. 11 об.,48).
Поскольку руководством нижестоящей прокуратуры по приведенным доводам Старовойтова А.А. решения не принимались, 09 января 2018 года (в первый рабочий день после выходных и праздничных дней) обращение было направлено Генеральной прокуратурой РФ в прокуратуру Воронежской области для рассмотрения и подготовки ответа заявителю сопроводительным письмом от 09.01.2018 г. (№), о чем Старовойтов А.А. уведомлен за подписью старшего прокурора отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. (л.д. 12).
В указанном сопроводительном письме старший прокурор отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РФ просила проинформировать заявителя о принятом решении, а также обращено внимание прокуратуры Воронежской области на необходимость при наличии оснований для принятия мер на федеральном уровне, соответствующие материалы вместе с информацией направить в аппарат Генеральной прокуратуры РФ (л.д. 12).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
В силу ч. 3, 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно п. 1 ст. 9 данного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 указанного Закона предусмотрено рассмотрение обращения гражданина путем уведомления гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (часть 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.
Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры (пункт 2.3 Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.1 данной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно пункту 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
Согласно пункту 3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Доводы административного истца о том, что его обращение в нарушение приведенных выше норм права не было рассмотрено по существу непосредственно Генеральной прокуратурой Российской Федерации несостоятельны, поскольку решение о направлении обращения в нижестоящую прокуратуру является одним из решений, принимаемым прокуратурой по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения гражданина. Ограничений по количеству направлений обращений для их рассмотрения по принадлежности, за исключением случаев, прямо установленных законом, не предусмотрено.
При рассмотрении обращения Старовойтова А.А. Генеральная прокуратура Российской Федерации, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», правомерно переадресовала данное обращение нижестоящему прокурору для рассмотрения поставленных в нем вопросов по существу.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 6.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ.
В данном случае жалоба Старовойтова А.А. была направлена для рассмотрения в прокуратуру Воронежской области, т.е. в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции принято решение о передаче на разрешение жалобы в нижестоящие органы прокуратуры, решение по существу жалобы не принималось, в связи с чем, в направленном Старовойтову А.В. сопроводительном письме не требовалось разъяснение порядка и срока его обжалования.
Жалоба Старовойтова А.А. поступила в Генеральную прокуратуру РФ 27.12.2017 г., согласно абзацу второму части первой статьи 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы, в связи с чем в первый рабочий день 09 января 2018 года обращение Старовойтова А.А. направлено в Воронежскую областную прокуратуру (л.д. 12, 12 об.).
Обращение Старовойтова А.А. поступило в прокуратуру Воронежской области 06 февраля 2018 года в тот же день зарегистрировано за номером: ОФЛ-2074.
12 февраля 2018 года прокуратурой Воронежской области за подписью начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Ивановой В.В. заявителю был направлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов (л.д. 50-51).
По смыслу статьи 226, ч. 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что Генеральной прокуратурой РФ своевременно, в установленный законом срок направлено уведомление Старовойтову А.А.
Кроме того, из содержания требований административного истца следует, что он просит обязать административных ответчиков впредь не допускать нарушения порядка рассмотрения жалоб, поданных им в Генеральную прокуратуру РФ, с чем суд также согласиться не может, поскольку в соответствии со статьями 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое нарушение прав.
Требования Старовойтова А.А. о возложении обязанности надлежащим образом рассматривать ее обращения, рассматривать обращения в установленные законом сроки, разъяснять в обращениях порядок обжалования, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Защита прав административного истца на будущее время носит предполагаемый характер и законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрена.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Старовойтова А.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Старовойтова Андрея Александровича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, старшему прокурору отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в приеме жалобы к рассмотрению и проведении по ней проверки не законными, возложении обязанности принять жалобу к рассмотрению и провести по ней проверку в соответствии с действующем законодательством в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании решения, действия (бездействия) по не привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона в установленном порядке незаконными, возложении обязанности в установленном законом порядке принимать меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения; признании решения, действия (бездействия) по не передачи обращения на рассмотрение в тот орган, на который подана жалоба незаконными; возложении обязанности осуществить передачу обращения в соответствии с действующим законодательством; признании незаконными решения, действия (бездействия) о не разъяснению в ответе порядка обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; возложении обязанности разъяснять порядок обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока передачи обращения в другой орган не законными; возложении обязанности осуществлять передачу обращений в другие органы в установленные законом сроки; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока направления ответа на обращение не законными; возложении обязанности направлять ответы на обращение в установленные законом сроки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 09 июля 2018 г.
Дело № 2а-3698/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи: Курындиной Е.Ю.,
при секретаре: Садчиковой У.А.,
с участием административного истца Старовойтова А.А.,
представителя заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Воронежской области советника юстиции Кривцова В.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Старовойтова Андрея Александровича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, старшему прокурору отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в приеме жалобы к рассмотрению и проведении по ней проверки не законными, возложении обязанности принять жалобу к рассмотрению и провести по ней проверку в соответствии с действующем законодательством в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании решения, действия (бездействия) по не привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона в установленном порядке незаконными, возложении обязанности в установленном законом порядке принимать меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения; признании решения, действия (бездействия) по не передачи обращения на рассмотрение в тот орган, на который подана жалоба незаконными; возложении обязанности осуществить передачу обращения в соответствии с действующим законодательством; признании незаконными решения, действия (бездействия) о не разъяснению в ответе порядка обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; возложении обязанности разъяснять порядок обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока передачи обращения в другой орган не законными; возложении обязанности осуществлять передачу обращений в другие органы в установленные законом сроки; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока направления ответа на обращение не законными; возложении обязанности направлять ответы на обращение в установленные законом сроки,
У с т а н о в и л:
Старовойтов Андрей Александрович обратился в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, старшему прокурору отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в приеме жалобы к рассмотрению и проведении по ней проверки не законными, возложении обязанности принять жалобу к рассмотрению и провести по ней проверку в соответствии с действующем законодательством в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании решения, действия (бездействия) по не привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона в установленном порядке незаконными, возложении обязанности в установленном законом порядке принимать меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения; признании решения, действия (бездействия) по не передачи обращения на рассмотрение в тот орган, на который подана жалоба незаконными; возложении обязанности осуществить передачу обращения в соответствии с действующим законодательством; признании незаконными решения, действия (бездействия) о не разъяснению в ответе порядка обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; возложении обязанности разъяснять порядок обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока передачи обращения в другой орган не законными; возложении обязанности осуществлять передачу обращений в другие органы в установленные законом сроки; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока направления ответа на обращение не законными; возложении обязанности направлять ответы на обращение в установленные законом сроки.
В обоснование административного иска указав, что 22.12.2017 г. им была направлена жалоба в Генеральную прокуратуру РФ жалобу на действия ИО председателя Воронежского областного суда Воронежской области Анисимова В.Ф.
Данная жалоба была получена 27.12.2017 г.
Согласно полученному им ответу от 09.01.2018 г. № 7/1-779-2014, за личной подписью старшего прокурора отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н., его жалоба была передана на рассмотрение в Воронежскую областную прокуратуру. Согласно отметке на почтовом конверте данное письмо было направлено в его адрес 23.01.2018 г.
Данные незаконные действия противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца.
В соответствии с Конституций РФ (ст. ст. 2, 17, 18, 19, 33, 45, 46), ст. ст. 16.1, 17, 41.7, 10, 21, 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. ст. 1, 2, 5, 8, 9, 10 у Старовойтова А.А. имеются законные основания для обращения в Генеральную прокуратуру РФ с вышеуказанной жалобой, а обязанностью прокуратуры является надзор за исполнением Конституции РФ и законов, в том числе, и Воронежской областной прокуратурой. Таким образом, Генеральная прокуратура РФ обязана была принять жалобу Старовойтова А.А. к производству, рассмотреть ее по существу.
В нарушении ст.ст. 16.1, 17, 41.7, 10, 21, 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» обязанностью Генеральной прокуратуры РФ является надзор за исполнением Конституции РФ и законов, в том числе, и Воронежской областной прокуратурой. С учетом данных обстоятельств Генеральная прокуратура РФ обязана принять жалобу Старовойтова А.А. к производству и рассмотреть ее по существу.
В нарушении ч. 4 ст. 10 «О прокуратуре РФ» прокуратура уклонилась от рассмотрения его обращения и, соответственно, от привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В нарушении ст. 8 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» жалоба Старовойтова А.А. сопроводительным письмом была направлена на рассмотрение в Воронежскую областную прокуратуру, однако Воронежская областная прокуратура не имеет полномочий на рассмотрение данной жалобы.
Генеральная прокуратура РФ нарушила срок направления ответа на его обращение, установленный ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», поскольку обращение Старовойтова А.А. направлено 22.12.2017 г., получено адресатом 27.12.2017 г., ответ на обращение подготовлен 09.01.2018 г. (сопроводительное письмо), согласно отметке на почтовом конверте направлен ему 23.01.2018 г. (л.д.7-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04 июня 2018 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Воронежской области (л.д. 21).
Административный истец - Старовойтов А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Административные ответчики - Генеральная прокуратура РФ, старший прокурор отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н., в судебное заседание не явились, представлены возражения на административное исковое заявление (л.д. 45-46).
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области – советник юстиции Кривцов В.А., действующий на основании доверенности (л.д. 36), против удовлетворения требований возражал, представил письменные возражения относительно заявленных административных требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Старовойтовым А.А. 22.12.2017 г. направлена жалоба в Генеральную прокуратуру РФ на незаконные действия (бездействие) ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф., в которой административный истец просил провести проверку в пределах полномочий Генеральной прокуратуры РФ, проверив законность и обоснованность действий (бездействия) ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф., выразившихся в не надлежащем рассмотрении его обращения; проверить законность и обоснованность действий (бездействий) ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф. по факту не соблюдения требований ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», привлечь ИО председателя Воронежского областного суда Анисимова В.Ф. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение требований ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении его обращения (л.д. 10,11).
Указанная жалоба получена Генеральной прокуратурой Российской Федерации была 27 декабря 2017 года ( вх. рег. №ОГР-350528-17) (л.д. 11 об.,48).
Поскольку руководством нижестоящей прокуратуры по приведенным доводам Старовойтова А.А. решения не принимались, 09 января 2018 года (в первый рабочий день после выходных и праздничных дней) обращение было направлено Генеральной прокуратурой РФ в прокуратуру Воронежской области для рассмотрения и подготовки ответа заявителю сопроводительным письмом от 09.01.2018 г. (№), о чем Старовойтов А.А. уведомлен за подписью старшего прокурора отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. (л.д. 12).
В указанном сопроводительном письме старший прокурор отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РФ просила проинформировать заявителя о принятом решении, а также обращено внимание прокуратуры Воронежской области на необходимость при наличии оснований для принятия мер на федеральном уровне, соответствующие материалы вместе с информацией направить в аппарат Генеральной прокуратуры РФ (л.д. 12).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
В силу ч. 3, 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно п. 1 ст. 9 данного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 указанного Закона предусмотрено рассмотрение обращения гражданина путем уведомления гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (часть 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.
Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры (пункт 2.3 Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.1 данной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно пункту 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
Согласно пункту 3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Доводы административного истца о том, что его обращение в нарушение приведенных выше норм права не было рассмотрено по существу непосредственно Генеральной прокуратурой Российской Федерации несостоятельны, поскольку решение о направлении обращения в нижестоящую прокуратуру является одним из решений, принимаемым прокуратурой по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения гражданина. Ограничений по количеству направлений обращений для их рассмотрения по принадлежности, за исключением случаев, прямо установленных законом, не предусмотрено.
При рассмотрении обращения Старовойтова А.А. Генеральная прокуратура Российской Федерации, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», правомерно переадресовала данное обращение нижестоящему прокурору для рассмотрения поставленных в нем вопросов по существу.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 6.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ.
В данном случае жалоба Старовойтова А.А. была направлена для рассмотрения в прокуратуру Воронежской области, т.е. в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции принято решение о передаче на разрешение жалобы в нижестоящие органы прокуратуры, решение по существу жалобы не принималось, в связи с чем, в направленном Старовойтову А.В. сопроводительном письме не требовалось разъяснение порядка и срока его обжалования.
Жалоба Старовойтова А.А. поступила в Генеральную прокуратуру РФ 27.12.2017 г., согласно абзацу второму части первой статьи 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы, в связи с чем в первый рабочий день 09 января 2018 года обращение Старовойтова А.А. направлено в Воронежскую областную прокуратуру (л.д. 12, 12 об.).
Обращение Старовойтова А.А. поступило в прокуратуру Воронежской области 06 февраля 2018 года в тот же день зарегистрировано за номером: ОФЛ-2074.
12 февраля 2018 года прокуратурой Воронежской области за подписью начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Ивановой В.В. заявителю был направлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов (л.д. 50-51).
По смыслу статьи 226, ч. 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что Генеральной прокуратурой РФ своевременно, в установленный законом срок направлено уведомление Старовойтову А.А.
Кроме того, из содержания требований административного истца следует, что он просит обязать административных ответчиков впредь не допускать нарушения порядка рассмотрения жалоб, поданных им в Генеральную прокуратуру РФ, с чем суд также согласиться не может, поскольку в соответствии со статьями 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое нарушение прав.
Требования Старовойтова А.А. о возложении обязанности надлежащим образом рассматривать ее обращения, рассматривать обращения в установленные законом сроки, разъяснять в обращениях порядок обжалования, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Защита прав административного истца на будущее время носит предполагаемый характер и законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрена.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Старовойтова А.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Старовойтова Андрея Александровича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, старшему прокурору отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Черней Е.Н. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в приеме жалобы к рассмотрению и проведении по ней проверки не законными, возложении обязанности принять жалобу к рассмотрению и провести по ней проверку в соответствии с действующем законодательством в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании решения, действия (бездействия) по не привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона в установленном порядке незаконными, возложении обязанности в установленном законом порядке принимать меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения; признании решения, действия (бездействия) по не передачи обращения на рассмотрение в тот орган, на который подана жалоба незаконными; возложении обязанности осуществить передачу обращения в соответствии с действующим законодательством; признании незаконными решения, действия (бездействия) о не разъяснению в ответе порядка обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; возложении обязанности разъяснять порядок обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока передачи обращения в другой орган не законными; возложении обязанности осуществлять передачу обращений в другие органы в установленные законом сроки; признании решения, действия (бездействия) по нарушению установленного законом срока направления ответа на обращение не законными; возложении обязанности направлять ответы на обращение в установленные законом сроки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 09 июля 2018 г.