РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2017 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области, в составе: председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Ирлица И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г.Тольятти ФИО8, УФССП России по Самарской области о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконным,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском, просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца адвокат ФИО5, действующий на основании ордера, поддержал заявленные требования. Суду пояснили, что о наличии исполнительного производства на основании выданного судебного приказа, ФИО2 стало известно после получения постановления о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, но данное обстоятельство, как и само исполнительное производство они не оспаривают. В данном случае административный истец не согласен с размером среднемесячной заработной платы, установленной и указанной административным ответчиком в оспариваемом постановлении, в размере 47 554 рублей. Эти сведения судебный пристав-исполнитель не получил официальным способом, так как запросы в Роскомстат или отдел статистики по Самаркой области о размере среднемесячной зарплаты действующей на момент принятия такого решения не направлял, и соответственно ответы не получал. Считают постановление необоснованным и незаконным, так как указанная в нем сумма не подтверждается никакими официальными документами, на основании которых сделан расчет. Просят признать действия судебного пристава-исполнителя незаконными, и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО8, заявленные требования не признал. Суду пояснил, что постановление о расчете задолженности было вынесено на основании ст. 113 СК РФ, а так же ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве», Методических рекомендаций, утвержденных ФССП от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым территориальный орган ФССП ежемесячно запрашивает у территориального органа Росстата сведения среднемесячной заработной платы и направляет в тот орган или подразделение для использования в работе, при необходимости актуальной информации она может быть получена из информационных правовых источниках или на официальном сайте Росстата, что и было сделано. В данном случае информация была получена с официального сайта, и по этим данным был произведен расчет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, который является верным. В удовлетворении иска просит отказать.
Административный ответчик УФССП России по Самарской области о дне слушания дела извещен, представитель не явился.
Заинтересованное лицо ФИО9 о дне слушания дела извещена, не явилась, представила письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд считает иск ФИО2 не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания главы 22 КАС РФ следует, что для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности или оспорены в суде.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Согласно пп.1 п.2 ст.227 КАС РФ суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что на основании судебного приказа № мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 в пользу ФИО9 (Осиповой) С.В. взысканы алименты в размере ? части всех видов дохода на содержание дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 в ОСП Центрального района г.Тольятти подано заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО2, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом –исполнителем ОСП Центрального района г.Тольятти возбуждено исполнительное производство №-ИП, о чем вынесено постановление №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом –исполнителем ОСП Центрального района г.Тольятти вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, из которого следует, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ алименты не выплачивал. Задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания п.4 ст.113 СК РФ, которая составляет 47 554 рублей. Задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 257 584,15 рублей. Копия постановления вручена ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец в обоснование требований сослался на то, что расчет суммы задолженности при вынесении оспариваемого постановления производился судебным приставом-исполнителем, исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, которая не соответствует официальным сведениям Роскомстата по Самарской области. Согласно официальным данным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заработная плата в Российской Федерации составляла 27 339 рублей, по Самарской области 21 295 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 35369 рублей. Указанное, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы.
По мнению суда, данные доводы не обоснованны и подлежат отклонению. В соответствии с ч. 2 ст. 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В соответствии с частью 3 статьи 102 Закона и статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации в случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно разъяснений Федеральной службы судебных приставов в письме от 4 марта 2016 года N 00011/16/19313-АП о расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации в случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам. При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом. Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.
Среднюю заработную плату в РФ определяет Росстат.
Согласно Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16) сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.
В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель разъясняет сторонам исполнительного производства сроки и порядок обжалования вынесенных постановлений, в том числе постановлений о расчете задолженности по алиментам.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам. При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом. Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, а не в субъекте Российской Федерации, по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.
Как пояснил суду судебный пристав – исполнитель ОСП Центрального района г. Тольятти сведения о размере средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на момент вынесения постановления, на основании которого был рассчитан размер задолженности по алиментам, были получены на официальном Интернет сайте Росстата РФ, что предусмотрено Методическими рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер составлял 47 554 рублей (обновление ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведениям, полученным по запросу суда о средней заработной плате в Российской Федерации по состоянию на март 2017 года из ТО Федеральной Службы Государственной Статистики по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по Российской Федерации составила 47 554 рублей (за декабрь 2016 г.).
Таким образом, действия судебного пристава – исполнителя не могут быть признаны незаконными, поскольку возможность осуществления расчета задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в субъекте Российской Федерации законом судебному приставу-исполнителю не предоставлена, поэтому судебный пристав-исполнитель исходил из размера заработной платы по Российской Федерации, при этом способ которым эти сведения были получены, а именно с Интернет сайта Росстата РФ не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца, поскольку такой способ получения сведений допустим, в связи с чем постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям закона.
Имеющиеся в материалах дела сведения Росстата, обновленные ДД.ММ.ГГГГ о размере среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по Российской Федерации в ином размере, о незаконности оспариваемого постановления не свидетельствуют, учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, поскольку обновление произошло после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.
Суд считает, что постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным должностным лицом - судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г.Тольятти, содержит все необходимые реквизиты, перечень которых определен ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве, при этом достоверных и допустимых доказательств, опровергающих правильность установленных судебным приставом-исполнителем оснований для исчисления размера алиментов исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, административным истцом не представлено. Следовательно, судебный пристав-исполнитель ОСП Центрального района г.Тольятти, чьи действия оспаривает административный истец, действовал в рамках Федерального закона РФ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в пределах своей компетенции, при этом права и законные интересы ФИО2 нарушены не были.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г.Тольятти ФИО8, УФССП России по Самарской области о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти.
Председательствующий <данные изъяты> Соболева Ж.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>