Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2733/2020 ~ М-2060/2020 от 06.07.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2020г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

при секретаре: Зайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой Натальи Анатольевны к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» об оспаривании решения в части признания безработной и назначения пособия по безработице с определенной даты, возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав и взыскании денежной компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Овчинникова Н.А. обратилась в суд с выше иском к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» о признании незаконным приказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в части признания ее с ДД.ММ.ГГГГ безработной с назначением с указанной даты пособия по безработице, возложении на учреждение обязанности по признанию истицы безработной и начислению упомянутого пособия по ДД.ММ.ГГГГ из расчета <данные изъяты> руб. за месяц с ДД.ММ.ГГГГ (даты регистрации в целях поиска подходящей работы) и взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., сославшись на то, что, несмотря на представление ею в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» справки о среднем заработке за последние 3 месяца работы только ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие в распоряжении ответчика данного документа в силу действующего законодательства не являлось основанием для признания истицы безработной и назначения указанного пособия именно с ДД.ММ.ГГГГ, а не с момента регистрации в целях поиска подходящей работы.

Представитель Овчинниковой Н.А. – Овчинникова В.П. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» Денисова Е.Н., возражая против удовлетворения иска, сослалась на обоснованность оспариваемого истицей приказа.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со п.1 ст.8 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

В силу п.1 ст.3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По правилам ст.31 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными и выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Исходя из положений постановления Правительства РФ от 27.03.2020 №346, гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г., за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - августе 2020г. устанавливается в размере 12130 рублей; гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

На основании п.2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

По делу установлено, что Овчинникова Н.А., являющаяся матерью двоих детей – Пономарева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гусевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и ДД.ММ.ГГГГ уволена по соглашению сторон.

ДД.ММ.ГГГГ Овчинникова Н.А. посредством электронной почты обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, после чего ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в целях поиска работы.

Поскольку в числе представленных Овчинниковой ответчику документов, необходимых для принятия решения о признании ее безработной, отсутствовала справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, истица ДД.ММ.ГГГГ была уведомлена СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» о необходимости предоставления упомянутого документа, который был получен ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Овчинникова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ признана безработной с назначением с указанной даты пособия по безработице.

Не согласившись с данным приказом, Овчинникова Н.А. обжаловала его в Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, письмом которого от ДД.ММ.ГГГГ истице указано на обоснованность оспариваемого решения ответчика и соответствие его требованиям действующего законодательства.

В силу п.2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» одним из документов, необходимых для принятия органом службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с данными Временными правилами в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.

Согласно п.п.2-4, 8, 11 12 названных Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Гражданин вправе также лично обратиться в центр занятости населения с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. При личном обращении в центр занятости населения в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы гражданину оказывается содействие в оформлении заявления в электронной форме с использованием личного кабинета соискателя в информационно-аналитической системе или в личном кабинете единого портала. Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.

С учетом приведенных выше нормативных положений, предоставление гражданином для признания его безработным и назначения пособия по безработице справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) не требуется только в том случае, если он обратился в центр занятости населения с соответствующим заявлением в электронной форме, заполненным в личном кабинете упомянутой выше информационно-аналитической системы либо в личном кабинете названного единого портала по утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации форме, поскольку в этом случае у центра занятости населения возникает возможность получить с использованием информационно-аналитической системы у Пенсионного фонда Российской Федерации необходимые для предоставления соответствующей государственной услуги в области содействия занятости населения сведения о заработке (доходе) гражданина, которые в данном случае заменяют предусмотренную Законом справку о заработке (доходе) гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).

Вместе с тем истица обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы посредством электронной почты (не через портал «Работа в России» и не через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что представителем Овчинниковой не оспаривалось), т.е. заявление в электронной форме, заполненное в соответствии с порядком, установленным названными Временными правилами, Овчинниковой Н.А. ответчику не подавалось, в связи с чем у нее сохранялась предусмотренная п.2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» обязанность по представлению справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), ввиду того, что запросить такие сведения через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» возможности не имело.

Исходя из этого, ответчик правомерно признал Овчинникову Н.А. безработной и назначил ей пособие по безработице с 20.05.2020, когда в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» была представлена названная справка.

Ссылки истицы на то, что с 01.03.2020 пособие по безработице было установлено в твердой денежной сумме, в связи с чем в предоставлении ею справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в целях определения размера подлежащего выплате пособия по безработице необходимости не было, признаются судом несостоятельными.

Справка о среднем заработке необходима не только для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости: указанные выплаты устанавливаются в прямом процентном отношении к среднему заработку безработного, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (п.1 ст.29, п.1 ст.30, п.1 ст.33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Необходимость учета размера среднего заработка по последнему месту работы при подборе гражданину подходящей работы вытекает и из предписания п.4 ст.4 указанного Закона, согласно которому подходящей не может считаться предлагаемая работа, если предполагается, что заработок по ней будет ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке).

Таким образом, требования закона о представлении гражданином справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы обусловлены целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы.

Доводы представителя истицы о том, что Интернет-сайты, на которых было возможно заполнение в электронной форме необходимого заявления, в апреле 2020 были перегружены, во внимание судом не принимаются, поскольку объективно ничем не подтверждены (в деле отсутствуют доказательства невозможности подачи Овчинниковой Н.А. в апреле 2020г. соответствующего заявления в установленном Временными правилами порядке).

При таком положении, суд отказывает в удовлетворении требований Овчинниковой Н.А. о признании незаконным оспариваемого решения (приказа) и возложении на ответчика обязанности по признанию истицы безработной и назначению упомянутого пособия по 20.05.2020 из расчета 18 130 руб. за месяц с 13.04.2020, а также в удовлетворении производного требования о взыскании денежной компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые Овчинниковой Натальи Анатольевны к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» об оспаривании решения в части признания безработной и назначения пособия по безработице с определенной даты, возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав и взыскании денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий А.В.Кудряшов

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи А.В. Кудряшов

секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.В.Зайцева

наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции

07.08.2020 г.

УИД:

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-2733/2020

2-2733/2020 ~ М-2060/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчинникова Наталья Анатольевна
Ответчики
СОГКУ "Центр занятости населания г.Смоленска"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Кудряшов А.В.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2020Передача материалов судье
08.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.07.2020Предварительное судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
06.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2020Дело оформлено
29.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее