Решение по делу № 2-5181/2019 от 18.04.2019

11RS0001-01-2019-005791-03 Дело № 2-5181/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,

с участием прокурора Коровина Е.Н.,

при секретаре Гейнерт К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 мая 2019 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управление многоквартирными домами» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать для многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ... места для сбора и накопление отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства в соответствии с требованиями федерального законодательства; организовать передачу отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов; разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов; разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности Общества. Заявленные требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки выявилось нарушение ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды. В связи с неисполнением обязанности со стороны ответчика по организации для многоквартирных домов мест для сбора и накопления отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, отсутствием паспорта отходов, Инструкции по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов, создается угроза бесконтрольного накапливания ртутьсодержащих отходов в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а так же нарушает жилищные права неопределенного круга лиц жителей города и приезжающих в город граждан.

В судебном заседании представитель прокуратуры Коровин Е.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Управление многоквартирными домами» в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК в судебное заседание представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что в управлении ООО «Управление многоквартирными домами» находятся многоквартирные жилые дома расположенные в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...

По результатам проверки прокурора установлено, что ООО «Управление многоквартирными домами» места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы. Паспорта на отходы не утверждены, инструкция по организации сбора, накопления и размещения и содержащих отходов не разработана.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Управление многоквартирными домами» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или договорной основе.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд соглашается с доводами Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора и находит иск обоснованным.

К такому выводу суд пришел в силу следующего.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, культивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов РККО), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства имеют код ФККО 4 71 101 01 52 1; учитывая, что тринадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (пункт 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), соответственно указанный вид отходов относится к I классу опасности, т.е. к чрезвычайно опасным отходам.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

П. 3 вышеуказанной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Согласно п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее – Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I –IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, утверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно подп. «д(1)» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I- IV класса опасности. При этом в соответствии с п. 2 Правил в состав общего имущества заключаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают права на твердые коммунальные (бытовые) отходы (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения отходы, образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства), так и на отходы производства (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, проведения работ, оказания услуг).

В соответствии с п. 12 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. «д(1)» п. 11 Правил № 491, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего существа с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации накопления отходов I - IV * классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде далее - Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих правление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил обращения с отходами).

П. 3 Правил обращения с отходами установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Согласно п. 5 Правил обращения с отходами установлено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. В соответствии с п. 7 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.

П. 8 (1) Правил обращения с отходами установлено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества.

При этом места для накопления ртутьсодержащих ламп должны создаваться в каждом многоквартирном доме, поскольку договоры управления многоквартирным домом заключаются с каждым домом в отдельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Пунктами 3.5. и 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, установлено, что ранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I-II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. Накопление и временное хранение промотходов производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Исходя из требований указанного документа, отработанные ртутные лампы (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (I класс опасности)) должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии си. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).

ООО «Управление многоквартирными домами» не представлено суду доказательств оснащения многоквартирных домов местами для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, наличия утвержденных паспортов на отходы, Инструкции по организации сбора, накопления и размещения и содержащих отходов.

При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения: в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать для многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ... места для сбора и накопление отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства в соответствии с требованиями федерального законодательства; организовать передачу отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов;     разработать Инструкцию по организации сбора, накопления и размещения ртутьсодержащих отходов; разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности Общества.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами» госпошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми, через Сыктывкарский городской суд, в течение месяца.

...

Судья      Н.Е. Колосова

2-5181/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сыктывкарский прирородоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "Управление многоквартирными домами"
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее