УИД 63RS0№-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при помощнике судьи Кулкаеве Р.А.,
с участием представителя административного истца Рябышева М.В.,
представителя административного ответчика Беришвили В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1553/2021 по административному исковому заявлению Агаповой Е. П. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Агапова Е.П. обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указала, что в апреле 2021 года обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1 545 кв.м., для огородничества.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от<дата> № РД-678 Агаповой Е.П. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в собственность, поскольку на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения, деревья лиственных пород.
Административный истец с указанным распоряжением не согласен, поскольку факт наличия зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке не является обстоятельством, препятствующим принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность, равно как и подтверждением отнесения испрашиваемого земельного участка к земельным участкам общего пользования. Ссылка административного ответчика на пункт 2 статьи 30 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территории внутригородских районов городского округа Самара, в соответствии с которым установлен запрет осуществления хозяйственной и иной оказывающей негативное воздействие деятельности на указанных территориях, является несостоятельной виду того, что испрашиваемый земельный участок запрашивался административным истцом в частную собственность, а не для хозяйственной деятельности. При этом в пункте 3 статьи 30 названных Правил благоустройства территории указано, что порядок удаления (сноса) зеленых насаждение установленный настоящей главой, не распространяется на земельные участки, находящиеся в частной собственности. Указанное в оспариваемом решении основание действующее земельное законодательство не предусматривает.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд:
1. Признать незаконным решение Департамента градостроительства г.о.Самара в форме распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка административному истцу, государственная собственность на который не разграничена от 07.05.2021г. № РД-678;
2. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявление административного истца о предварительна согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1545 кв.м, в собственность для огородничества;
3. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1545кв.м в собственность для огородничества административному истцу.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара.
В судебное заседание административный истец не явилась, о дне и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представитель административного истца Рябышев М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, с учетом дополнительных письменных пояснений и заключения кадастрового инженера.
Представитель административного ответчика Беришвили В.Р. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные пояснения, из которых следует, что администрация не располагает сведениями о зеленых насаждениях и кустарниках, находящихся на земельных участках. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав в судебном заседании представителей сторон, изучив представленные отзывы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
По смыслу указанных положений необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Агапова Е.П., будучи ветераном Великой Отечественной войны, в апреле 2021 года на основании ч. 4 ст. <адрес> от <дата> №-ГД «О земле», обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1 545 кв.м., для огородничества.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № РД-678 Агаповой Е.П. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, имеющего следующие характеристики: площадь 1545 кв.м.; адрес (местоположение): <адрес>, участок б/н; кадастровый квартал 63:01:0322003; территориальная зона: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); категория земель – земли населенных пунктов.
Основанием к отказу явились следующие обстоятельства: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ). Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ). Согласно данным Картографической основы Единого государственного реестра недвижимости и представленным документам испрашиваемый земельный участок расположен на территории, занятой деревьями лиственных пород (ценных, декоративных пород). В соответствии с информацией Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара от 23.04.2021г. № земельный участок, занятый зелеными насаждениями, относится к зеленому фонду городского округа Самара. Согласно п. 20 ст. 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 08.08.2019г. №, зеленый фонд - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и на других озелененных территориях в границах городского округа. Согласно п. 2 ст. 30 указанных Правил установлен запрет осуществления хозяйственной и иной оказываемой негативное воздействие деятельности на указанных территориях. Следовательно, цель использования испрашиваемого земельного участка – для ведения огородничества подпадает под прямой запрет, установленный п. 2 ст. 30 Правил. Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка в рамках предварительного согласования предоставления земельного участка приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ.
Вместе с тем, из письма Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара от <дата> № следует, что испрашиваемый земельный участок не является озелененной территорией общего пользования, сведения которого внесены в реестр муниципального имущества г.о. Самара. Учитывая, что согласно положениям Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019г. №, Департамент не является лицом, ответственным за учет, охрану, защиту и содержание зеленых насаждений, произрастающих на испрашиваемом земельном участке, информация о наличии (отсутствии) зеленых насаждений на данном земельном участке в Департаменте отсутствует. Для получения сведений о наличии (отсутствии) зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке следует обратиться по компетенции в администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самара. Согласно п. 20 ст. 2 указанных Правил зеленый фонд - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и на других озелененных территориях в границах городского округа. Таким образом, при наличии зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке, данный земельный участок будет относится к зеленому фонду городского округа Самара. Сведениями о принадлежности испрашиваемого земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, к озелененной территории общего пользования, озелененной территории ограниченного пользования или озелененной территории специального назначения Департамент не располагает. В ходе работы с общедоступной кадастровой картой и при использовании сведений зон с особыми условиями использования территории было установлено, что заявленный земельный участок, в состав городских лесов, площадью 8118 га, не входит и к территориям городских лесов не относится.
Согласно представленной в материалах дела служебной записке Управления информационного обеспечения градостроительной деятельности Департамента градостроительства г.о. Самара испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В соотвтесвии с топографическими сведениями испрашиваемый земельный участок: не расположен в границах охранной зоны инженерных сетей; установлена охранная зона транспорта; согласно приложению № к ПЗЗ «Карта ЗОУИТ, связанных с экологическими и санитарными ограничениями» расположен в приаэродромных территориях Безымянки (подзоны 4 и 5), кряжа, Курумоча (подзоны 3 и 5). Земельный участок не расположен в границах красных линий. В соответствии с Картой функциональных зон городского округа Самара Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самары от <дата> № (в редакции решения от 04.12.2019г. №), земельный участок расположен на территории существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с приложением № к ПЗЗ «Карта ЗОУИТ, связанных с экологическими и санитарными ограничениями», не расположен в границах лесов Самарского лесничества и не расположен в границах противопожарной защиты лесов.
Кроме того, администрация Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в своем отзыве на административный иск сообщила, что администрация не располагает сведениями о зеленых насаждениях и кустарниках, находящихся на земельных участках.
Из представленного административным истцом заключения кадастрового инженера Рябова Д.В. от <дата> следует, что ценных зеленых насаждений на спорном земельном участке не обнаружено, земельный участок в состав городских лесов не входит, к территории лесов не относится.
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В оспариваемом распоряжении указывается на нарушение требований п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. При этом, ссылаясь на данные Картографической основы Единого государственного реестра недвижимости и представленные документы, Департамент установил, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, занятой деревьями лиственных пород (ценных, декоративных пород), что составляет зеленый фонд, на территории которого запрещена хозяйственная и иная оказывающая негативное воздействие деятельность.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999г. № утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу указанных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Вместе с тем, оценивая в соответствии с положениями ст. 84 КАСРФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что в материалах административного дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду городского округа Самара.
Согласно материалам дела в Едином государственном реестре прав запись о регистрации права на испрашиваемый земельный участок отсутствует, этот участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными домами (Ж-1), участок не находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении Департамента лесного хозяйства, находится вне границ противопожарной защиты зоны лесов. Инвентарные планы, паспорт учетных объектов, составленные в соответствии с Порядком инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений городского округа Самара, утвержденным постановлением администрации городского округа Самара от 16.09.2009г. №, не представлены.
Таким образом, учитывая, что административным ответчиком в соответствии с положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено доказательств законности оспариваемого распоряжения, сведения из публичной кадастровой карты в качестве таких доказательств приняты быть не могут, противоречат иным собранным по делу доказательствам, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение является незаконным.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий. Кроме того, административным ответчиком могут быть установлены иные основания для отказа при рассмотрении заявления административного истца.
Установив, что оспариваемое распоряжение административного ответчика не соответствуют требованиям закона, суд, с соблюдением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Агаповой Е.П. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Агаповой Е. П. - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства г.о. Самара в форме распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № РД-678 от <дата>.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Агаповой Е. П. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1545 кв.м. в собственность для огородничества.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: В.А. Зинкин