Дело № 2-29/2013 23 января 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Няндомский районный суд Архангельской области
в составе: председательствующего Захарова Е.С.,
при секретаре Гулиевой М.Ю.,
с участием истца ФИО4
представителя ответчика ФИО8,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 23 января 2013 года гражданское дело по иску ФИО4 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Каргопольском районе о признании права на трудовую пенсию на льготных условиях ранее достижения пенсионного возраста,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргопольском районе Архангельской области о включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода работы в должности старшего мастера Каргопольского профессионального училища № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ, периода работы освобожденным секретарем комсомольской организации с ДД.ММ.ГГГГ. Просил возложить обязанность на ответчика назначить трудовую пенсию со дня обращения.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности. Его стаж работы был определён продолжительностью 20 года 07 месяцев 25 дней при требуемом стаже 25 лет. Из стажа исключены оспариваемые им периоды. Полагал, что поскольку в периоды работы как в должности старшего мастера, так и в должности заместителя директора по производственному обучению его обязанности были идентичны, а должность заместителя директора предусмотрена в Списках, то работа в должности старшего мастера также должна засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, в период работы старшим мастером он имел педагогическую нагрузку, что подтверждается справкой работодателя. Включение периода службы в армии в стаж педагогической деятельности предусматривалось ранее действующим законодательством. В периоды курсов повышения квалификации и учебных отпусков за ним сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании ФИО4 требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО8 иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которых следует, что Списками должность «старший мастер» не предусмотрена. Тождество должностей «мастер» и «старший мастер» не установлено. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования в спорные периоды истцом не выработана. Полагает, что действующее законодательство не предусматривает включение службы в армии в стаж на соответствующих видах работ. Нормы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 к рассматриваемым правоотношениям применены быть не могут, поскольку Постановление утратило свою силу с 01 октября 1993 года, и на эту дату истец не выработал необходимый стаж в количестве 2/3 от требуемого 25-летнего стажа.
Также полагает необоснованным включение в стаж для досрочного назначения пенсии периодов курсов повышения квалификации и учебных отпусков, так как в эти периоды истец педагогической деятельности не осуществлял, то есть отсутствовал факт работы в должности и учреждении, предусмотренными Списком. Кроме того, истец обучался в Северном институте предпринимательства по должности менеджер, что не относится к педагогическому образованию.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 29 февраля 2012 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (л.д.12).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении трудовой пенсии по старости было отказано в связи с недостаточностью необходимого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Согласно протоколу заседания комиссии стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, был установлен продолжительностью 20 лет 07 месяцев 25 дней. Из указанного стажа исключены оспариваемые истцом периоды.
Суд считает, что период службы истца в Вооруженных силах СССР, равно как и период работы освобожденным секретарем комитета комсомола исключен неправомерно.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период прохождения истцом военной службы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение) и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно пункту 1 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 этого же Положения предусмотрено правило, согласно которому время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На день обращения истца с заявлением о назначении пенсии его стаж работы в должности мастера производственного обучения и заместителя директора по производственному обучению, учтенный пенсионным органом, составил 20 лет 07 месяцев 25 дней, то есть более 2/3 от требуемых 25 лет.
При таких обстоятельствах суд период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и работа в качестве освобожденного секретаря комитета комсомола с ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Исключение из специального стажа периода нахождения на курсах повышения квалификации также произведено необоснованно.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Факт направления истца работодателем для повышения квалификации подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы и периоды, необходимые для досрочного назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период направления на курсы повышения квалификации истец работал в должности заместителя директора по производственному обучению, то есть осуществлял педагогическую деятельность в той должности и в том учреждении, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.
При таких обстоятельствах период нахождения ФИО4 на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Подлежат включению в специальный стаж и периода нахождения в учебных отпусках, поскольку ст.173 ТК Российской Федерации предусмотрено предоставление дополнительных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в высших учебных заведениях, на этот период за ними сохраняется средняя заработная плата и рабочее место (должность).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал старшим мастером Каргопольского профессионального училища № 42, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Сам по себе период в указанной должности не подлежит включению в специальный трудовой стаж по следующим основаниям.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список и Правила). Названные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Законе № 173-ФЗ понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, – в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрены должности «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «мастер производственного обучения», в пункте 1.9 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «училища всех видов и наименований».
Должность «старший мастер» в Списке не предусмотрена.
Аналогичные наименования должностей и учреждений были предусмотрены действующим ранее Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, возможность применения которого к периодам работы до 01 ноября 1999 года предусматривалась пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067.
Вопросы отнесения граждан к категории имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия назначения этой пенсии входят в компетенцию законодателя, и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Как видно из должностной инструкции старшего мастера, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ директором ПУ № на старшего мастера возлагаются обязанности по организации учебного процесса производственного обучения, руководству и контролю за работой мастеров производственного обучения.
Функции мастера производственного обучения определены в должностной инструкции от той же даты и мастер производственного обучения является непосредственным организатором производственного обучения и производственной практики обучающихся в закрепленной за ним учебной группе, он проводит непосредственно практические занятия и учебно-производственные работы, относится к группе специалистов.
Таким образом, функциональные обязанности старшего мастера отличаются от функциональных обязанностей мастера производственного обучения.
Доводы истца о том, что должностные обязанности старшего мастера идентичны должностным обязанностям заместителя директора по производственному обучению, также необоснованны.
Должность «старший мастер» согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № была предусмотрена наряду с должностью «заместитель директора», обе они входили в разряд руководителей.
Между тем, кроме факта работы в должности старшего мастера, истец ссылается на имеющуюся у него в спорный период учебную нагрузку.
Так, согласно акту проверки факта льготной работы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4, работая в должности старшего мастера, выполнял педагогическую нагрузку: в 1993 учебном году – 120 часов, в 1994 году 270 часов, в 1995-1996 – 147 часов (л.д.47).
В соответствии с пунктом 4 Правил периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность «преподаватель».
Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец помимо основной работы в должности старшего мастера выполнял работу по внутреннему совместительству в должности преподавателя с определённой ему учебной нагрузкой, то есть в должности и учреждении, предусмотренными Списком.
Работа в данной должности до ДД.ММ.ГГГГ не требовала соблюдения условия о выполнении нагрузки, в связи с чем данный период работы подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, на ДД.ММ.ГГГГ, стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил более 25 лет, а потому ему должны назначить трудовую пенсию по старости с указанной даты.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истица государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска в сумме 200 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО4 удовлетворить.
Включить ФИО4 в стаж педагогической деятельности периоды с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО4 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного фонда РФ в Каргопольском районе назначить и выплачивать ФИО4 трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 29 февраля 2012 года.
Взыскать с государственного учреждения - управление Пенсионного фонда РФ в Каргопольском районе в пользу ФИО4 в возврат государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Е.С. Захаров