дело № 2-93/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 14 января 2021 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., с участием процессуального истца- прокурора, участвующего в процессе, Субочевой Л.В., действующей на основании доверенности от 01.12.2020 года, представителя ответчика МАДОУ детский сад «Рябинушка» Белых Н.В., представителя ответчика МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» Залуцкой Н.С., представителя ответчика Администрации МО «Кабанский район» Шавровой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кабанского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ детский сад «Рябинушка», Администрации МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» о возложении обязанностей совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в порядке, предусмотренном статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить на администрацию МО «Кабанский район» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» для заключения МАДОУ детский сад «Рябинушка», расположенным по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, пос. Селенгинск, мкр. Солнечный, 43, договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; возложить на МКУ «Районное управление образования» администрации МО «Кабанский район» обязанность в течение 1 месяца с момента поступления денежных средств распределить их целевым назначением в МАДОУ детский сад «Рябинушка»; обязать МАДОУ детский сад «Рябинушка» в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств заключить договор об организации круглосуточной физической охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций. В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. N 1421 названное выше образовательное учреждение должно быть обеспечено круглосуточной охраной объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Субочева Л.В. на исковых требованиях настаивала. Представитель ответчика МАДОУ детский сад «Рябинушка» -его заведующая Белых Н.В. в судебном заседании не возражала против исковых требований прокурора. Представитель ответчика МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» по доверенности № от 16.11.2020г. Залуцкая Н.С. пояснила, что денежных средств на исполнение нет. Представитель Администрации МО «Кабанский район» по доверенности № от 12.03.2020г. Шаврова Н.М. исковые требования не признала, пояснив, что общий размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета в местный бюджет, в соответствии с Соглашением № от 19.02.2020г. уже утвержден и составляет в 2020г. 93647000руб., при этом денежных средств для заключения договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны д/с «Рябинушка» не имеется, в этой связи решение выполнить будет затруднительно. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья. Как следует из Конвенции ООН о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Судом установлено, что проведенной в декабре 2020 года прокуратурой Кабанского района Республики Бурятия проверкой в МАДОУ детский сад «Рябинушка» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании, а именно установлено, что данное образовательное учреждение, которому присвоена 3 категория опасности, не обеспечено профессиональной круглосуточной физической охраной, здание и территория детского сада «Рябинушка» не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Указанные выше обстоятельства, а также то, что учредителем МАДОУ детский сад «Рябинушка» является муниципальное образование «Кабанский район», функции и полномочия учредителя осуществляет муниципальное казенной учреждение «Районное управление образования» Администрации муниципального образования «Кабанский район», которое является главным распорядителем средств муниципального бюджета; финансирование осуществляется за счет средств субсидии на муниципальное задание, субсидии на иные цели и субсидии на бюджетные инвестиции, в соответствии с соглашениями, заключёнными между Учредителем и Учреждением, ответчиками не оспаривались. Согласно пункту 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Частью 7 статьи 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В силу п. 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенностизданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При этом, вопреки доводам ответчиков, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
При таких обстоятельствах, обязанности по обеспечению охраны здания и территории МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, возложены как на МАДОУ детский сад, так и на учреждение, выполняющее функции и полномочия учредителя - Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», поскольку оно является субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Согласно подп. «б» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных
организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной Службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Объекты (территории) третьей категории опасности, к которым относится вышеуказанный детский сад, должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.
Таким образом, отсутствие надлежащей постоянной охраны образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
По смыслу приведенных выше правовых норм охрана дошкольного образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное исковое заявление предъявлено прокурором района в пределах предоставленных ему полномочий, в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников детского сада, которые в силу возраста не могут самостоятельно обратиться в суд, направленного на обеспечение безопасности пребывания детей в образовательном учреждении, соблюдения их прав на антитеррористическую безопасность, в силу положения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Проанализировав все вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе воспитанников и работников образовательного учреждения, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кабанского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ детский сад «Рябинушка», Администрации МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» о возложении обязанностей совершить определенные действии удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Кабанский район» обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» для заключения МАДОУ детский сад «Рябинушка» договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКУ «Районное управление образования» Администрации «Кабанский район» в течение 1 месяца с момента поступления денежных средств распределить их целевым назначением в МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск для заключения договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств заключить договор на охрану МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск с частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечить физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории детского сада.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Герасименко