г. Самара 08 ноября 2013 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Челомбитко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1957/13 по иску Васильева Г.И. к Васильеву И.Г. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
у с т а н о в и л :
Васильев Г.И. обратился в суд с иском к Васильеву И.Г. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
В судебном заседании представитель истца В.Г. – Волковенко Н.А. действующая на основании доверенности (л.д. 9) исковые требования поддержала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ умер В.Г. приходящийся дедом ее доверителю. После смерти В.Г. открылось наследство в виде денежного вклада, квартиры и земельного участка. Наследником
первой очереди, открывшегося наследства является В.И., приходящийся сыном наследодателю В.Г. Наследодатель В.Г. при жизни сделал устное и письменное распоряжение своим имуществом. Во исполнение воли наследодателя и в соответствии с действующим законодательством между сыном и внуками наследодателя в добровольном порядке было поделено наследство. Ее доверитель В.Г. на основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ и фактического принятия наследственного имущества владеет и пользуется земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>. Завещание от ДД.ММ.ГГГГ составленное В.Г. в связи с болезнью последнего, небыло удостоверено нотариально, но было удостоверено и подписано двумя свидетелями. Положения наследственного права не позволяют оформить право собственности на земельный участок за ее доверителем. На основании ст.ст. 1129, 1132, 1112, 1152-1153 ГК РФ просила признать за истцом право собственности на земельный участок находящийся во владении и пользовании истца.
В судебном заседании ответчик Васильев И.Г. исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что между ним и истцом отсутствуют споры относительно приобретения истцом земельного участка находящегося во владении и пользовании последнего.
В судебном заседании третье лицо Васильев О.И. исковые требования поддержал.
В судебное заседание третье лицо нотариус Ефремова Д.А. и представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, не явились, в суд представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявленных требований извещен надлежаще.
Выслушав доводы сторон процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер В.Г.. После смерти В.Г. открылось наследство, состоящее из денежного вклада, квартиры, в том числе и спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>.
В соответствии с требованиями ст. 527 ГК РСФСР, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ, наследование осуществлялось по закону и по завещанию.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что в нотариальной конторе, после смерти наследодателя В.Г. заведено наследственное дело № (л.д. 31-41)
Наследником открывшегося наследства по закону, являются сын наследодателя В.Г. –В.И..
ДД.ММ.ГГГГ на имя В.И. выданы свидетельства о праве на наследство по закону
на денежные вклады и квартиру (л.д. 40,41)
Истец, руководствуясь ст. 1129 ГК РФ в судебном порядке просит признать за ним право собственности на спорный земельный участок в порядке наследования. Уточнять исковые требования истец не намерен.
В соответствии со ст. 540 ГК РСФСР, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ года, завещание должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено.
В статье 1124 ГК РФ содержатся аналогичные нормы.
Из пояснений сторон процесса, следует, что наследодатель В.Г. в период с конца февраля 1997 года по ДД.ММ.ГГГГ находился в больнице. Представленное суду завещание
от ДД.ММ.ГГГГ было составлено наследодателем В.Г. дома, перед тем как лечь в больницу.
Согласно ст. 541 ГК РСФСР, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ года, к нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются: завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, других стационарных лечебно - профилактических учреждениях, санаториях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, лечебных учреждений, санаториев, а также директорами и главными врачами указанных домов для престарелых и инвалидов.
Из представленного завещания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, настоящим завещанием делает следующее распоряжение на случай своей смерти: дачный участок по адресу: <адрес> СЛК «Сухая Самарка», <адрес>, участок № - внуку В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения». «Денежный вклад со счета № завещает внуку Васильеву О.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения». «Квартиру по адресу: <адрес> завещает сыну Васильеву И.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения».
Данное завещание не удостоверено нотариально или главным врачом больницы, а подписано двумя свидетелями Е. и В.
В соответствии со ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам.
В соответствии с требованиями ст. 1124 ГК РФ составление завещания в простой письменной форме допускается только в виде исключения в случаях, предусмотренных статьей 1129 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 1129 ГК РФ гражданин, который находится в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности совершить завещание в соответствии с правилами статей 1124 - 1128 настоящего Кодекса, может изложить последнюю волю в отношении своего имущества в простой письменной форме.
Изложение гражданином последней воли в простой письменной форме признается его завещанием, если завещатель в присутствии двух свидетелей собственноручно написал и подписал документ, из содержания которого следует, что он представляет собой завещание.
Согласно ч. 3 ст. 1129 ГК РФ завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с настоящей статьей, подлежит исполнению только при условии подтверждения судом по требованию заинтересованных лиц факта совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах. Указанное требование должно быть заявлено до истечения срока, установленного для принятия наследства.
Сторонами процесса не оспаривается тот факт, что с марта 2013 года истцу стало известно о представленном суду завещании от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства
при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из показаний ответчика В.И. следует, что в период с конца февраля 1997 года по день смерти ДД.ММ.ГГГГ года, В.Г. находился в больнице. Он навещал В.Г. в больнице около трех раз в неделю, они ежедневно созванивались. В.Г. чувствовал себя хорошо. ДД.ММ.ГГГГ В.Г. внезапно умер.
В силу требований ст. 1129 ГК РФ наличие чрезвычайных обстоятельств в каждом конкретном случае устанавливается судом с учетом степени реальной опасности для жизни человека, оказания ему необходимой, в том числе медицинской помощи, а также возможности приглашения нотариуса или иного лица, имеющего право удостоверения завещания.
В нарушении требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлены доказательства того, что наследодатель В.Г. на момент составления представленного суду завещания находился в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств был лишен возможности совершить завещание в соответствии с правилами статей 1124 - 1128 ГК РФ.
При этом, суд учитывает, что на момент составления предъявленного суду завещания, действующим на тот момент законодательством было предусмотрено только нотариальное удостоверение завещания или удостоверение завещания лицами, уполномоченными удостоверять завещания в силу требований ст. 541 ГК РСФСР.
Довод представителя истца о том, что между сторонами процесса отсутствует спор о праве, вследствие чего, исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению, безоснователен.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, поскольку наследодатель небыл лишен удостоверения завещания в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований истца Васильева Г.И. к Васильеву И.Г. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд
г. Самары в течение 10 дней с момента вынесения решения в мотивировочной форме.
Решение в мотивировочной форме изготовлено 13.11.2013 года.
Судья
Куйбышевского районного суда
г. Самары Р.Р. Гараева