Дело № 2-1249/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ирбит 10 ноября 2015 года
Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
с участием истца Артемьевой О.Г.,
представителя ответчика Митновицкой Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шеломенцевой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Артемьевой О.Г. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л:
Решением УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ Артемьевой О.Г. отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ – 30 лет, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по нормам пп.20 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, исключив в этих целях ряд периодов, в том числе период работы в качестве фельдшера станции скорой медицинской помощи Предприятия Ирбитская ЦГБ, а также время нахождения в командировках и курсах повышения квалификации. Согласно решению УПФР стаж Артемьевой О.Г. составляет <данные изъяты>
Артемьева О.Г. обратилась с иском к ГУ- УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе о включении данных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и признании права на досрочную трудовую пенсию, указав в обосновании, что работает в учреждении здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера скорой помощи, поэтому для назначения пенсии ей необходим стаж не менее 30 лет. При обращении в УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе с заявлением о назначении пенсии, ей было отказано в назначении досрочной пенсии по тем основаниям, что на день обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ ее стаж составляет менее 30 лет, а именно <данные изъяты>. УПФ не засчитало в ее специальный трудовой стаж следующие период работы: с ДД.ММ.ГГГГ. по <данные изъяты>. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности фельдшера скорой помощи - дни командировок, в связи с тем, что командировка не входит в перечь периодов, который включается в стаж на соответствующих видах работ.; период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., всего <данные изъяты> в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи Муниципального Предприятия Ирбитская ЦГБ, по тем основаниям, что законом определена единственная организационно-правовая форма- учреждение, работа в котором включается в стаж на соответствующих видах работ; периоды нахождения на повышении квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., по тем основаниям, что законом приведен исчерпывающий перечень периодов, которые помимо основной трудовой деятельности включается в стаж на соответствующих видах работ, где не указан повышение квалификации. С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку ее работа в периоды, не включенные в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Доводы пенсионного органа, что работа в должности фельдшера станции скорой помощи Муниципального Предприятия Ирбитская ЦГБ не может быть включена в стаж, так как это не учреждение здравоохранения, являются абсурдными, так как это только лечебное учреждение, относится к системе здравоохранения. Название «Предприятие», указанное в наименовании больницы не меняет его статус. Переименование носило юридический характер, формально это была и есть Ирбитская городская больница. Кроме того в силу ст187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Следовательно, период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением зарплаты, с которой отчисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд. Кроме того для работников системы здравоохранения повышение квалификации является обязательным. Просила включить в трудовой стаж период работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФР по г. Ирбиту и Ирбитскому району, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Артемьева О.Г. подержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе Митновицкая Н.В. иск не признала, пояснив, что обжалуемый период работы в фельдшера скорой помощи, включая время нахождения в командировках и курсах повышения квалификации, не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, поскольку в указанный период истец Артемьева О.Г. работала на должности, которая не предусмотрена Списком. Время нахождения на курсах повышения квалификации, командировки согласно п.5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996, п.4-5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 не входит в специальный стаж работы. В п. 1 Списка № 464 определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, в связи с чем, работа в должности фельдшера Муниципального предприятия Ирбитская ЦГБ также не может быть включена в специальный стаж.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантируемая каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан и правил подсчета трудового стажа, к компетенции законодателя (ч.2 ст. 39) На основании ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона (женщинам- 55 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частями 3 и 3 данной статьи закреплены гарантии лицам, начавшим трудовую деятельность на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выражающиеся в том, что эти периоды работы (деятельности) засчитываются в стаж при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшей место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться в применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений», статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Обращаясь с указанным иском, Артемьева О.Г. просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы в качестве фельдшера скорой медицинской помощи Муниципального Предприятия Ирбитская ЦГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-01-06).
Действовавшим в период до 1 ноября 1999 года Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусмотрено право на досрочную пенсию лиц, занимающих должности среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности, включая должность фельдшера скорой помощи. Однако данным перечнем как и Законом № 173-ФЗ определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, работа в которой включается в стаж на соответствующих видах работ.
Отказывая во включении указанных периодов работы ответчик исходил из того, что период работы в Муниципальном предприятии Ирбитская ЦГБ, имевшем иную организационно-правовую форму и не являвшегося учреждением, не подлежит включению в специальный стаж.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем вторым пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно записям в трудовой книжке Артемьева О.Г. с ДД.ММ.ГГГГ принята в Ирбитскую центральную городскую больницу в качестве фельдшера станции скорой помощи и продолжает работать в этой должности.
Как следует из уточняющей справки ГБУЗ СО «Ирбитская городская больница» № от ДД.ММ.ГГГГ Ирбитская ЦГБ зарегистрирована в муниципальное предприятие «Ирбитская центральная городская больница» на основании Постановлением главы администрации № 122 от 05.04.1993. В дальнейшем, постановлением главы администрации № 221 от 11.05.1994 МП «Ирбитская центральная городская больница» реорганизована в Муниципальное учреждение здравоохранения «Ирбитская центральная городская больница», которое является правопреемником всех прав и обязанностей предприятия, цели и задачи деятельности учреждения при этом не изменились (л.д.25).
Сторонами не оспаривается, что в период работы предприятие Ирбитская ЦГБ являлось лечебно-профилактическим учреждением и предназначено для оказания населению специализированной и квалифицированной лечебно-профилактической помощи, в состав которого входил противотуберкулезный диспансер.
Учитывая, что одним из основных направлений Ирбитской ЦГБ остается выполнение лечебной деятельности, смена организационно-правовой формы не влияет на деятельность организации, суд считает «предприятие Ирбитская ЦГБ» тождественным «муниципальному учреждению «Ирбитская ЦГБ», наименование которого указано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Истец ссылается на то обстоятельство, что на протяжении всего периода работы в Ирбитской ЦГБ, она не сменила рабочее место, условия труда при смене наименования организации не менялись, специфика ее работы остается осуществление лечебной деятельности в качестве фельдшера скорой помощи.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что изменение наименования учреждения, в котором работала истец в спорный период времени, а также смена организационно-правовой формы носила объективный характер, и не зависела от воли истца.
Более того, периоды работы предшествующие и последующие смене организационно-правовой формы были включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, фактически после смены наименования учреждения Артемьева О.Г. оставалась работать в прежних условиях, на своем рабочем месте, продолжая выполнять лечебную деятельностью. Данное обстоятельство, по убеждению суда, подтверждает отсутствие принципиальной разницы в наименовании лечебного учреждения, а указывают лишь на изменение организационно-правовой формы учреждения, не меняя его ведомственной подчиненности.
Таким образом, совокупность вышеназванных доказательств однозначно свидетельствует о том, что в результате реорганизации Ирбитской ЦГБ у Артемьевой О.Г. сохранился прежний характер ее профессиональной деятельности фельдшера скорой помощи, ее трудовые функции и обязанности в данном предприятии тождественны должностным функциям и обязанностям фельдшера скорой помощи учреждения Ирбитская ЦГБ, работа в должности которого включена ответчиком в специальный стаж истца.
При установленных обстоятельствах, а также учитывая наименование должности фельдшера скорой помощи и факта выполнения ею лечебной деятельности в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-01-06), суд приходит к выводу о доказанности выполнения истцом в спорный период работы, подлежащей включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем, суд считает необходимым включить указанный период в специальный трудовой стаж Артемьевой О.Г.
Также во время работы в Ирбитской ЦГБ, МУЗ Ирбитской ЦГБ, ГБУЗ СО Ирбитская ЦГБ в качестве фельдшера скорой помощи Артемьева О.Г. направлялась в командировки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-02), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-02), на курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01009), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01-11), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-05) с сохранением заработной платы.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата. Аналогичные гарантии предусматривала ранее действовавшая норма ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Тем самым, нахождение на курсах повышения квалификации и в командировках является периодом работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что соответствует содержанию п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Кроме того, для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации и наличие специального образования является обязательным условием выполнения работы. Действующее пенсионное законодательство не запрещает включать период обучения на курсах повышения квалификации и период командировок в стаж, дающий право на назначение пенсии. Поэтому решение Пенсионного органа в этой части является необоснованным.
Доводы ответчика по поводу того, что в соответствии с п.2 ст. 14 ФЗ от 28.12.2003 № 400-ФЗ индивидуальные сведения за эти периоды сданы без кода особых условий труда и не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ не могут повлиять на выводы суда, поскольку не установлена вина истца в предоставлении несоответствующих сведений персонифицированного учета.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствуют правовые основания для ограничения прав истца на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", следовательно, спорные периоды подлежат включению в специальный, стаж по изложенным основаниям.
При условии включения спорных периодов работы льготный период работы истца составляет свыше 30 лет.
С учетом изложенного, решение УПФР по г.Ирбиту и Ирбитскому району об отказе Атремьевой О.Г. в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ суд находит необоснованным и считает необходимым включить спорные периоды работы Артемьевой О.Г. в специальный стаж для назначении пенсии с правом назначении пенсии на момент ее обращения в УПФР – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
удовлетворить исковые требования Артемьевой О.Г. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию.
Артемьевой Ольге Дмитриеве включить в стаж на соответствующих видах работ, период работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-01-06) в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи Муниципального Предприятия Ирбитская ЦГБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-02), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-02) нахождение в командировках в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи Ирбитская ЦГБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01-09) курсы повышения квалификации в должности фельдшера отделения скорой неотложной медицинской помощи МУЗ Ирбитская ЦГБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01-11), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-05) курсы повышения квалификации в должности фельдшера ГБУЗ СО Ирбитская ЦГБ.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области назначить Артемьевой О.Г. досрочную трудовую пенсию по старости на основании п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Ирбитского районного суда.
Председательствующий /подпись/
Решение принято в окончательной форме 16 ноября 2015 года
Решение суда вступило в законную силу.
Судья Л.В.Гаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>