Дело 2а-504/2020 (2а-5607/2019)
УИД 36RS0004-01-2019-006359-37
3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителей административного ответчика по доверенности Берга О.В., Долматовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Комаровой Светлане Валериевне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 г.г.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комаровой С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. в размере 17 100 руб., указав в обоснование заявленных административных исковых требований, что лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог. Согласно сведениям УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области административный ответчик в 2015-2017 г.г. являлась собственником следующих транспортных средств:
- автомобиль легковой: марка/модель Нисан Премьера, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль легковой: марка/модель Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2015-2017 г.г. на сумму 18 900 руб.:
- в отношении автомобиля Нисан Премьера, государственный регистрационный знак №: налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.);
- в отношении автомобиля Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак № налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.).
Должнику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, наряду с иными налоговыми платежами, предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести уплату транспортного налога за 2015-2017 г.г. в сумме 18 900 руб.
Налоговое уведомление было проигнорировано налогоплательщиком, в связи с чем, в соответствии с п. 1, 2 ст. 69, 75 НК РФ налогоплательщику посредством личного кабинета было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога, а также об обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по транспортному налогу физических лиц в размере 17 100 руб.
До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловала. В отношении Комаровой С.В. был вынесен судебный приказ № 2а-3203/2019 от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ был отменен в связи с поданными должником возражениями.
От уплаты налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащей Комаровой С.В. <адрес>, налогоплательщик освобождена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного истца, административный ответчик Комарова С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещены, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не привели. С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представители административного ответчика иск не признали, в его удовлетворении просили отказать в полном объеме. Так, представитель Комаровой С.В. по доверенности Берг О.В. пояснил суду, что предусмотренная положениями ст. 48 НК РФ процедура взыскания недоимки к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку Комарова С.В. имеет статус индивидуального предпринимателя. Кроме того, налоговым органом пропущен установленный законом срок предъявления требований в отношении суммы транспортного налога за 2015, 2016 г.г., а также срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, в связи с чем, право на обращение в суд с административным исковым заявлением в отношении недоимки за указанные налоговые периоды административным истцом было утрачено. Письменные возражения по иску приобщены к материалам дела.
Выслушав объяснения представителей стороны ответчика, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-3203/2019 о взыскании с Комаровой С.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа недоимки по транспортному налогу с физических лиц, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено сторонам посредствам почтового отправления и последними получено; разъяснены присутствующим в судебном заседании лицам, о чем отобрана подписка.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами административного дела, Комарова С.В. в 2015-2017 г.г. являлась собственником следующих транспортных средств:
- автомобиль легковой: марка/модель Нисан Премьера, государственный регистрационный знак № дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль легковой: марка/модель Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ
Указанный факт в ходе рассмотрения дела представителями административного ответчика не оспаривался, доказательств в его опровержение суду не представлено, в связи с чем, признан судом установленным.
Исходя из ставок по транспортному налогу, установленных ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 г. № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области», налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2015-2017 г.г. на сумму 18 900 руб.:
- в отношении автомобиля Нисан Премьера, государственный регистрационный знак № налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.);
- в отношении автомобиля Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак №: налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.).
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В силу положений п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.
Как следует из материалов дела, должнику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором наряду с иными налоговыми платежами, предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести уплату транспортного налога за 2015-2017 г.г. в сумме 18 900 руб.
В указанный в уведомлении срок сумма транспортного налога административным ответчиком в доход бюджета перечислена не была.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 1 Закона Воронежской области № 28-ОЗ от 11.06.2011 г. «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы автомобили легковые, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущего налогового периода (1 января), с мощностью до 100 лошадиных сил (до 77,55 кВт) включительно.
Указанная льгота подлежит применению в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении принадлежащего Комаровой С.В. транспортного средства Ниссан Премьера госномер У446ВК36, в связи с чем, налогоплательщик освобождена от уплаты транспортного налога в отношении данного автомобиля за налоговый период 2017 года в начисленном размере 1 800 руб.
В силу положений ст.ст. 68,70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу положений п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Налоговое уведомление, как и требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления или требования об уплате налога по почте заказным письмом налоговое уведомление, требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69, 75 НК РФ налогоплательщику, посредством личного кабинета, было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога, а также об обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по транспортному налогу физических лиц в размере 17 100 руб.
Факт исполнения налоговым органом возложенной на него обязанности по направлению налогоплательщику налоговых уведомления, требования материалами дела подтвержден и стороной ответчика не оспаривался.
Проверив расчет суммы транспортного налога, суд приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении налогооблагаемого имущества. В ходе рассмотрения дела правильность расчета стороной ответчика оспорена не была, каких-либо возражений на иск в этой части не высказано, контрасчет не приведен, доказательств уплаты недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. суду не представлено.
Таким образом, материалами настоящего административного дела подтверждается и не оспорено административным ответчиком, что она своевременно и в полном объеме оплату задолженности по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. в сумме 17 100 руб. не произвела, в связи с чем, указанная задолженность подлежит судебному взысканию.
Направление нового налогового уведомления, в отличии от возможности направления нового налогового требования, положениями действующего НК РФ не предусмотрено и в данном случае не требуется, поскольку было предъявлено налоговое требование № от ДД.ММ.ГГГГ на верно рассчитанную недоимку по транспортному налогу.
Высказанные в ходе рассмотрения дела стороной ответчика доводы в возражение заявленных требований суд полагает подлежащими отклонению, как противоречащие положениям действующего законодательства.
Так, в отношении высказанного представителем административного ответчика довода о наличии у Комаровой С.В. статуса индивидуального предпринимателя, и как следствие отсутствие у неё обязанности по уплате транспортного налога, ввиду неверного применения положений ст. 48 НК РФ, суд полагает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с положениями закона <адрес> о транспортном налоге, плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица.
Индивидуальные предприниматели как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ) в качестве плательщиков транспортного налога не указаны, так как для целей налогообложения данным налогом они охватываются понятием «физические лица».
Следовательно, наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога правового значения не имеет.
Административный ответчик является собственником легковых автомобилей как физическое лицо и обязана уплачивать транспортный налог исходя из самого факта нахождения автомобилей в её собственности. При этом цель использования ответчиком автомобилей (в предпринимательской деятельности либо для реализации бытовых нужд) не имеет правового значения и не влечет изменения ни ставок налога, ни порядка его уплаты.
Необходимо также учитывать, что согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 данного Кодекса, то есть во внесудебном порядке.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание недоимки по транспортному налогу, независимо от наличия у физического лица, на имя которого зарегистрированы транспортные средства, статуса предпринимателя, должно производиться в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Иное означало бы необоснованное расширение того перечня случаев взыскания с индивидуального предпринимателя налога, сбора, пеней и штрафа в судебном порядке, который установлен пунктом 2 ст. 45 НК РФ.
В части доводов о пропуске административным истцом срока на заявление в судебном порядке требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г., суд считает следующее.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац введен Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ, его положения вступили в силу с 1 января 2015 г.).
Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Исходя из системного толкования закона, положения абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ, введенном Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ, не могут быть применимы к правоотношениям возникшим до 1 января 2015 года, поскольку нормативном правовым актом устанавливаются новые условия ухудшающие положение налогоплательщиков.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта.
Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на взыскание транспортного налога за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.
Уведомление № 39239882 от 18 октября 2018 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2015, 2016, 2017 г.г. было направлено Комаровой С.В. в 2018 году, следовательно, налоговый орган не утратил право взыскания транспортного налога за 2015, 2016 г.г., поскольку вышеуказанные положения подлежат применению к спорным правоотношениям возникшим с 01.01.2015 г.
Судом установлено, что 12.08.2019 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента истечения срока исполнения налогового требования № 57 от 29.01.2019 г., ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области о вынесении в отношении Комаровой С.В. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате транспортного налога.
16.08.2019 г. мировым судьей судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2а-3203/2019 г., которым с Комаровой С.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 года в размере 17 100 руб., государственная пошлина в размере 342 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен.
ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд <адрес>.
По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что срок на предъявление настоящих требований в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Доказательств наличия у Комаровой С.В. оснований для освобождения от уплаты госпошлины, в ходе рассмотрения дела представителями административного ответчика не приведено.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований в сумме 684 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Комаровой Светланы Валериевны (ИНН №, <данные изъяты> года рождения, уроженки г. Воронеж, зарегистрированной по адресу: <адрес>) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2015, 2016, 2017 года в сумме 17 100 (семнадцать тысяч сто) рублей.
Взыскать Комаровой Светланы Валериевны (ИНН №, <данные изъяты> года рождения, уроженки г. Воронеж, зарегистрированной по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 684 рубля.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято в течение установленных десяти рабочих дней - 16 марта 2020 года.
Дело 2а-504/2020 (2а-5607/2019)
УИД 36RS0004-01-2019-006359-37
3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителей административного ответчика по доверенности Берга О.В., Долматовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Комаровой Светлане Валериевне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 г.г.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комаровой С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. в размере 17 100 руб., указав в обоснование заявленных административных исковых требований, что лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог. Согласно сведениям УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области административный ответчик в 2015-2017 г.г. являлась собственником следующих транспортных средств:
- автомобиль легковой: марка/модель Нисан Премьера, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль легковой: марка/модель Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2015-2017 г.г. на сумму 18 900 руб.:
- в отношении автомобиля Нисан Премьера, государственный регистрационный знак №: налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.);
- в отношении автомобиля Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак № налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.).
Должнику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, наряду с иными налоговыми платежами, предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести уплату транспортного налога за 2015-2017 г.г. в сумме 18 900 руб.
Налоговое уведомление было проигнорировано налогоплательщиком, в связи с чем, в соответствии с п. 1, 2 ст. 69, 75 НК РФ налогоплательщику посредством личного кабинета было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога, а также об обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по транспортному налогу физических лиц в размере 17 100 руб.
До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловала. В отношении Комаровой С.В. был вынесен судебный приказ № 2а-3203/2019 от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ был отменен в связи с поданными должником возражениями.
От уплаты налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащей Комаровой С.В. <адрес>, налогоплательщик освобождена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного истца, административный ответчик Комарова С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещены, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не привели. С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представители административного ответчика иск не признали, в его удовлетворении просили отказать в полном объеме. Так, представитель Комаровой С.В. по доверенности Берг О.В. пояснил суду, что предусмотренная положениями ст. 48 НК РФ процедура взыскания недоимки к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку Комарова С.В. имеет статус индивидуального предпринимателя. Кроме того, налоговым органом пропущен установленный законом срок предъявления требований в отношении суммы транспортного налога за 2015, 2016 г.г., а также срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, в связи с чем, право на обращение в суд с административным исковым заявлением в отношении недоимки за указанные налоговые периоды административным истцом было утрачено. Письменные возражения по иску приобщены к материалам дела.
Выслушав объяснения представителей стороны ответчика, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-3203/2019 о взыскании с Комаровой С.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа недоимки по транспортному налогу с физических лиц, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено сторонам посредствам почтового отправления и последними получено; разъяснены присутствующим в судебном заседании лицам, о чем отобрана подписка.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами административного дела, Комарова С.В. в 2015-2017 г.г. являлась собственником следующих транспортных средств:
- автомобиль легковой: марка/модель Нисан Премьера, государственный регистрационный знак № дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль легковой: марка/модель Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ
Указанный факт в ходе рассмотрения дела представителями административного ответчика не оспаривался, доказательств в его опровержение суду не представлено, в связи с чем, признан судом установленным.
Исходя из ставок по транспортному налогу, установленных ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 г. № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области», налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2015-2017 г.г. на сумму 18 900 руб.:
- в отношении автомобиля Нисан Премьера, государственный регистрационный знак № налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 90 л.с., налоговая ставка 20 руб. (20*90 = 1 800 руб.);
- в отношении автомобиля Mitsubishi Montero/№, государственный регистрационный знак №: налоговый период 12/12 месяцев 2015 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2016 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.); налоговый период 12/12 месяцев 2017 года, налоговая база 150 л.с., налоговая ставка 30 руб. (30*150 = 4 500 руб.).
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В силу положений п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.
Как следует из материалов дела, должнику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором наряду с иными налоговыми платежами, предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести уплату транспортного налога за 2015-2017 г.г. в сумме 18 900 руб.
В указанный в уведомлении срок сумма транспортного налога административным ответчиком в доход бюджета перечислена не была.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 1 Закона Воронежской области № 28-ОЗ от 11.06.2011 г. «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы автомобили легковые, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущего налогового периода (1 января), с мощностью до 100 лошадиных сил (до 77,55 кВт) включительно.
Указанная льгота подлежит применению в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении принадлежащего Комаровой С.В. транспортного средства Ниссан Премьера госномер У446ВК36, в связи с чем, налогоплательщик освобождена от уплаты транспортного налога в отношении данного автомобиля за налоговый период 2017 года в начисленном размере 1 800 руб.
В силу положений ст.ст. 68,70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу положений п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Налоговое уведомление, как и требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления или требования об уплате налога по почте заказным письмом налоговое уведомление, требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69, 75 НК РФ налогоплательщику, посредством личного кабинета, было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога, а также об обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по транспортному налогу физических лиц в размере 17 100 руб.
Факт исполнения налоговым органом возложенной на него обязанности по направлению налогоплательщику налоговых уведомления, требования материалами дела подтвержден и стороной ответчика не оспаривался.
Проверив расчет суммы транспортного налога, суд приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении налогооблагаемого имущества. В ходе рассмотрения дела правильность расчета стороной ответчика оспорена не была, каких-либо возражений на иск в этой части не высказано, контрасчет не приведен, доказательств уплаты недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. суду не представлено.
Таким образом, материалами настоящего административного дела подтверждается и не оспорено административным ответчиком, что она своевременно и в полном объеме оплату задолженности по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. в сумме 17 100 руб. не произвела, в связи с чем, указанная задолженность подлежит судебному взысканию.
Направление нового налогового уведомления, в отличии от возможности направления нового налогового требования, положениями действующего НК РФ не предусмотрено и в данном случае не требуется, поскольку было предъявлено налоговое требование № от ДД.ММ.ГГГГ на верно рассчитанную недоимку по транспортному налогу.
Высказанные в ходе рассмотрения дела стороной ответчика доводы в возражение заявленных требований суд полагает подлежащими отклонению, как противоречащие положениям действующего законодательства.
Так, в отношении высказанного представителем административного ответчика довода о наличии у Комаровой С.В. статуса индивидуального предпринимателя, и как следствие отсутствие у неё обязанности по уплате транспортного налога, ввиду неверного применения положений ст. 48 НК РФ, суд полагает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с положениями закона <адрес> о транспортном налоге, плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица.
Индивидуальные предприниматели как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ) в качестве плательщиков транспортного налога не указаны, так как для целей налогообложения данным налогом они охватываются понятием «физические лица».
Следовательно, наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога правового значения не имеет.
Административный ответчик является собственником легковых автомобилей как физическое лицо и обязана уплачивать транспортный налог исходя из самого факта нахождения автомобилей в её собственности. При этом цель использования ответчиком автомобилей (в предпринимательской деятельности либо для реализации бытовых нужд) не имеет правового значения и не влечет изменения ни ставок налога, ни порядка его уплаты.
Необходимо также учитывать, что согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 данного Кодекса, то есть во внесудебном порядке.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;
за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание недоимки по транспортному налогу, независимо от наличия у физического лица, на имя которого зарегистрированы транспортные средства, статуса предпринимателя, должно производиться в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Иное означало бы необоснованное расширение того перечня случаев взыскания с индивидуального предпринимателя налога, сбора, пеней и штрафа в судебном порядке, который установлен пунктом 2 ст. 45 НК РФ.
В части доводов о пропуске административным истцом срока на заявление в судебном порядке требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г., суд считает следующее.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац введен Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ, его положения вступили в силу с 1 января 2015 г.).
Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Исходя из системного толкования закона, положения абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ, введенном Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ, не могут быть применимы к правоотношениям возникшим до 1 января 2015 года, поскольку нормативном правовым актом устанавливаются новые условия ухудшающие положение налогоплательщиков.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта.
Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на взыскание транспортного налога за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.
Уведомление № 39239882 от 18 октября 2018 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2015, 2016, 2017 г.г. было направлено Комаровой С.В. в 2018 году, следовательно, налоговый орган не утратил право взыскания транспортного налога за 2015, 2016 г.г., поскольку вышеуказанные положения подлежат применению к спорным правоотношениям возникшим с 01.01.2015 г.
Судом установлено, что 12.08.2019 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента истечения срока исполнения налогового требования № 57 от 29.01.2019 г., ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области о вынесении в отношении Комаровой С.В. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате транспортного налога.
16.08.2019 г. мировым судьей судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2а-3203/2019 г., которым с Комаровой С.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 года в размере 17 100 руб., государственная пошлина в размере 342 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен.
ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд <адрес>.
По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что срок на предъявление настоящих требований в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Доказательств наличия у Комаровой С.В. оснований для освобождения от уплаты госпошлины, в ходе рассмотрения дела представителями административного ответчика не приведено.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований в сумме 684 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Комаровой Светланы Валериевны (ИНН №, <данные изъяты> года рождения, уроженки г. Воронеж, зарегистрированной по адресу: <адрес>) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2015, 2016, 2017 года в сумме 17 100 (семнадцать тысяч сто) рублей.
Взыскать Комаровой Светланы Валериевны (ИНН №, <данные изъяты> года рождения, уроженки г. Воронеж, зарегистрированной по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 684 рубля.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято в течение установленных десяти рабочих дней - 16 марта 2020 года.