Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2543/2018 ~ М-2090/2018 от 10.07.2018

Дело № 2-2543/2018

УИД 24RS0024-01-2018-002685-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2018 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Блошкиной А.М.,

при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маланина ВЮ к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав,

УСТАНОВИЛ:

Маланин В.Ю. обратился в суд с иском к ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав, свои требования мотивировал тем, что по договору купли-продажи 22.11.1995 г. он приобрел у Авраменко В.С. жилой дом, готовностью 58%, по адресу: <адрес>. В 2009 г. истец завершил строительство дома площадью 386,9 кв.м., ввел дом в эксплуатацию и поставил на кадастровый учет под . Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым , общей площадью 997 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок предоставлен Маланину В.Ю. в аренду Администрацией г. Канска на основании постановления № 1692 от 22.10.2009 г., заключен договор аренды № АЗ-103-10 от 02.04.2010 г. В мае 2018 г. истец обратился в Администрацию г. Канска с заявлением о признании права собственности на земельный участок, однако, письмом КУМИ г. Канска от 23.05.2018 г. истцу в заключении договора купли-продажи земельного участка было отказано в связи с тем, что на данный земельный участок установлены ограничения прав. На момент предоставления земельного участка в аренду, ограничения в правах на него отсутствовали. В 2014 г. в государственные кадастр и реестр были внесены записи о регистрации ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1.24.00.2.211.

Истец полагает, что установленные ограничения прав в отношении арендованного земельного участка незаконны, нарушают его права, препятствуют истцу в осуществлении права на приватизацию земельного участка, дальнейшее использование и распоряжением жилым домом и земельным участком, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку спорный земельный участок находится в пределах городской черты г. Канска, на участке не расположено ограждение военного объекта.

Таким образом, истец просит суд по основаниям, изложенным по тексту иска, признать земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 997 кв.м., свободным от ограничений, предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, п. 12 – запретная зона военного объекта Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий № 1.24.00.2.211; прекратить обременение прав в отношении спорного участка, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на указанный земельный участок.

В судебном заседании истец Маланин В.Ю. личного участия не принимал, представитель истца Савчук С.В. (на основании доверенности № 24АА 2761068 от 28.07.2016 г.) в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, в полном объеме, пояснив, что Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 начало действовать с 15.05.2014 г., то есть после даты формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка и предоставления данного участка в аренду, и, тем более, после того, как объект незавершенного строительства – жилой дом, со степенью готовности 58%, был приобретён истцом в 1995 г. на праве собственности; об установлении запретной зоны истца никто не уведомлял, на момент предоставления земельного участка о данном ограничении ни кто не предупреждал и в документах на земельный участок данные ограничения не указаны.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Голобокова И.А. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела надлежащим образом, ранее в ходе рассмотрения дела по существу иска пояснила, в том числе и в письменном отзыве, что в полномочия ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ решение вопросов об обосновании необходимости установления запретных зон военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ и принятие решение об установлении запретной зоны не входит, в связи с чем они являются ненадлежащими ответчиками по делу, и в иске следует отказать.

Представители ответчиков - Департамента имущественных отношений МО РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств не заявляли.

Представители третьих лиц – ФГБУ «ФКП Ростреестра», Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, ФГУП «10 Арсенал военно-морского флота МО РФ», Базы ТРБ ВМФ войсковой части 58661, войсковой части 58661 МО РФ, Управления архитектуры и инвестиций Администрации г. Канска, Администрации г. Канска в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом.    

Ранее представитель ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ Махаметкалиев А.М. в суду пояснял, что ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ не имеет никакого отношения к данному спору. От представителя Базы ТРБ ВМФ войсковой части 58661в материалах дела имеется письменные пояснения на иск, согласно которым указанный в исковом заявлении объект не располагается в границах запретной зоны, граница запретной зоны для Базы ТВБ ВМФ в/ч 58661 согласно п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, располаггается по внешнему ограждению территории базы и совпадает с внешним периметром.

Представители Управления архитектуры и инвестиций Администрации г. Канска, Администрации г. Канска дело просили рассмотреть в свое отсутствие, направив письменные пояснения на иск, согласно которым полагали заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Со стороны представителя филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России – Красноярского лесничества Минобороны России также в материалы дела представлены письменные пояснения на иск, согласно которым при изменении границ запретных зон, для проработки вопроса о влиянии объектов недвижимого имущества на военные объекты с органами военного управления, заинтересованному лицу необходимо подготовить материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений в существующее местоположение границ запретных зон; при положительном решении органов военного управления существует возможность согласования размещения объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретной зоны, если размещение таких объектов не создает угрозу безопасности таких объектов и сохранности находящегося на них имущества.

Суд, с учетом представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, и, заслушав явившегося участника процесса, принимая во внимание позицию, озвученную в ходе рассмотрения дела иными участниками процесса при непосредственном участии в судебных заседаниях, исследовав представленные письменные пояснения и письменные материалы дела, с учетом данных фотофиксации расположения спорного объекта недвижимости на местности по итогам выездного судебного заседания, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ, способом защиты гражданских прав, в том числе является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, на землю могут устанавливаться ограничения прав, путем установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 6 ст. 56 ЗК РФ).

В силу части 1,7 статьи 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405, утверждено Положение «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» (далее Положение).

Согласно п. 2 Положения, «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;

«запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;

«внешний периметр военного объекта» - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.

Пунктом 4 Положения, предусмотрено, что запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков. Целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них (п. 5 Положения).

Вместе с тем, пунктом 6 Положения предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

Пункт 12 Положения предусматривает запрет на территории запретной зоны на строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 указанного Положения № 405, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).

Как достоверно установлено в судебном заседании, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым , площадью 997 кв.м., по адресу: <адрес>, указанный земельный участок имеет категорию – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

При этом, кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2016 г. содержит в себе сведения относительно даты внесения № в государственный кадастр недвижимости - 26.12.2016 г., также в нем зафиксировано наличие обременения в отношении всего земельного участка в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренного ст. 56 ЗК РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п.12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1. 24.00.2.211. Постановление Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от 05.05.2014 № 405.

Спорный земельный участок на основании договора аренды № АЗ-103-10 находящегося в государственной собственности земельного участка от 02.04.2010 г. был передан в аренду для строительства индивидуального жилого дома истцу Маланину В.Ю. При этом, в ходе рассмотрения дела также достоверно установлено, что ранее на основании договора купли-продажи от 22.11.1995 г., истец приобрел жилой дом недостроенный, готовностью 58%, по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом по факту завершения строительства – в 2009 г., был поставлен истцом на кадастровый учет от 02.02.2010 г., с присвоением кадастрового , наименование – объект индивидуального жилищного строительства, назначение – жилое, количество этажей – 3.

Как следует из ответа КУМИ г. Канска № 753 от 23.05.2018 г. по факту обращения истца о заключении договора купли-продажи земельного участка, согласно выписке из ЕГРН от 18.04.2018 г. внесены сведения (осуществлена регистрация) ограничения прав на земельный участок, кадастровый , на основании того, что земельный участок является зоной с особыми условиями использования, в частности, с запретом строительства на нем объектов капитального строительства производственного, социального, бытового и иного назначения.

При этом, судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что спорный земельный участок истца не находится на территории войсковой части, на нем не расположены военные объекты; он расположен в застроенном индивидуальными жилыми домами коттеджном поселке, на расстоянии более 50 метров от внешнего ограждения войсковой части (военного объекта), земельный участок истца и военный объект разделяет грунтовая дорога общего пользования, что подтверждается пояснениями сторон, фототаблицей, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также данными Карты (плана) запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, из которой следует, что на территории г. Канска запретные зоны данного военного объекта расположены в пределах кадастровых кварталов с кадастровыми № и , при условии, что спорный земельный участок расположен в пределах кадастрового квартала с кадастровым .

Суд приходит к выводу, что из содержания Положения «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» не усматривается наличие запрета на регистрацию прав в отношении объектов либо невозможность регистрации права на уже созданные объекты недвижимости на законных основаниях, возникших до установления обременении и в последующем не отмененных.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судом достоверно установлено, что База ТРБ ВМФ войсковой части 58661 в г. Канске Красноярского края, в интересах которой установлена запретная зона, расположена в границах населенного пункта - Муниципального образования города Канска, при этом, расположена на земельных участках (граничащих между собой) находящихся в собственности Российской Федерации: земельный участок, кадастровый , является технической территорией, земельный участок кадастровый , является производственной территорией, земельный участок кадастровый , на котором расположены объекты базы, имеет внешнее ограждение территории военного объекта по всему периметру, позволяющее исключить нахождение внутри территории базы (запретной зоны) жилых домов, объектов соцкультбыта и инфраструктуры Муниципального образования «город Канск», указанное ограждение не меняло своего места нахождения более 40 лет, что подтверждается пояснениями сторон, копиями кадастровых паспортов на земельные участки и не оспаривалось в процессе рассмотрения дела.

При этом, судом также установлено, что спорный земельный участок не принадлежит Министерству обороны, не изымался и не передавался для военных нужд, оснований для изъятия земельного участка в пользу МО РФ не имеется, объектов расположенных на спорном земельном участке, используемых в интересах Вооруженных сил РФ на учете нет, доказательств того, что на спорном земельном участке, с учетом его разрешенного использования, будет осуществляться деятельность, создающая угрозу безопасности военного объекта и сохранности имущества находящегося на нем, в материалы дела не представлено, как и доказательств того, что ограничение прав связано с реализацией целей по установлению запретных зон, предусмотренных п.5 Положения, в связи с чем, с учетом пунктом 6 Положения, необходимости в установлении запретной зоны за пределами внешнего периметра военной части, а именно на земельном участке находящимся в пользовании истца нет, следовательно, он должен быть освобождён от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1.24.00.2.211, поскольку указанное ограничение препятствует истцу использовать предоставленный в аренду земельный участок по назначению, в том числе, для оформления права собственности на него.

Спорный земельный участок с кадастровым на учете в ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не состоит, не принимался и не передавался на учет. Основания для изъятия земельного участка в пользу МО РФ отсутствуют, объектов расположенных на спорном земельном участке, используемых в интересах Вооруженных сил РФ на учете нет.

С учетом размещения объектов базы, а также того, что граница запретной зоны базы совпадает в ее внешним периметром (ограждением), необходимости в установлении запретной зоны за пределами внешнего периметра военной части нет, что подтверждается письменными пояснениями представителей ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, третьего лица - Базы ТРБ ВМФ МО РФ войсковой части 58661.

Также с учетом требований ст.ст. 14, 56 Земельного кодекса, в связи с принятием решения об освобождении спорного земельного участка от ограничений прав – запретная зона военного объекта, из Единого государственного реестра недвижимости необходимо исключить сведения о зоне с особыми условиями использования территории №24.00.2.211 в качестве ограничения прав в отношении спорного земельного участка с кадастровым .

При этом, суд находит заслуживающими внимания доводы представителя ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в части того, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, в соответствии с приказом Минобороны РФ от 03.11.2010 № 1455 «Об уполномоченном органе министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах РФ», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ является специализированной организацией Минобороны РФ, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Маланина ВЮ к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, о признании земельного участка свободным от ограничений прав – удовлетворить.

Признать земельный участок с кадастровым , адрес местоположения: <адрес>, площадью 997 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, свободным от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1.24.00.2.211.

Прекратить обременение прав в виде запретной зоны военного объекта Красноярское лесничество Минобороны РФ, зоны с особыми условиями использования территорий № 1.24.00.2.211 на земельный участок с кадастровым , с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 997 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельный участок кадастровый , адрес местоположения <адрес>, площадью 997 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1.24.00.2.211.

В удовлетворении требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2018 года.

Судья А.М. Блошкина

2-2543/2018 ~ М-2090/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маланин Валерий Юрьевич
Ответчики
ФГКУ "Сибирсное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Департамент имущественных отношений МО РФ
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Блошкина Анастасия Михайловна
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
10.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2018Передача материалов судье
13.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2018Предварительное судебное заседание
29.08.2018Предварительное судебное заседание
18.10.2018Судебное заседание
19.11.2018Судебное заседание
13.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее