Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-186/2021 ~ М-194/2021 от 17.06.2021

Дело № 2а-186/2021

73RS0015-01-2021-000394-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2021 года р.п. Новоспасское

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Берхеевой Г.И.,

при секретаре Щипановой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» об обязании произвести ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» об обязании произвести ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области, совместно с ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено ненадлежащее выполнение обязанности административных ответчиков по содержанию муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии. До настоящего времени администрацией муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, МБУ «Юг-Сервис» не приняты меры к ремонту отдельных участков улично-дорожной сети, находящихся в муниципальной собственности, с неудовлетворительным состоянием дорожных покрытий. Так, совместная проверка показала, что на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> имеются выбоины дорожного полотна размерами 1,5 м-0,3-0,08 м, 0,3м-0,5м-0,09м, 6,5м-0,5м-0,09м, 3,3м-0,7м-0,07м и многочисленные проломы полотна; на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> вблизи домов имеются многочисленные выбоины дорожного полотна размерами 0,2-0,4м-0,07м, 0,2м-0,4м-0,08м, 2м-1,5м-0,1м,0,2м-0,6м-0,06м, также имеются просадки и разломы. Подобные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что может повлечь гибель не только лиц, управляющих транспортными средствами, но и пешеходов. На основании изложенного, и.о. прокурора Новоспасского района Ульяновской области, с учетом уточнения административных исковых требований, просил суд обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, МБУ «Юг-Сервис» произвести ремонтные работы автомобильной дороги общего пользования по <адрес>, автомобильной дороги по <адрес> вблизи домов 5,10, 16 в срок до (дата).

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМВД России по Ульяновской области, МО МВД России «Новоспасский», УГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

Определением суда от (дата) прекращено производство по делу в части обязании администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, МБУ «Юг-Сервис» произвести ремонтные работы автомобильных дорог <адрес> вблизи дома <адрес> вблизи домов и в близи дома <адрес>, в связи с отказом и.о. прокурора от административных исковых требований в данной части.

Определением суда от 20.08.2021 04.08.2021 прекращено производство по делу в части обязании администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, МБУ «Юг-Сервис» произвести ремонтные работы автомобильных дорог в <адрес> вблизи домов , по <адрес> вблизи дома , в связи с отказом и.о. прокурора от административных исковых требований в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Новичкова М.П. ссылаясь на доводы искового заявления, заявленные требования поддержала в полном объеме, с учетом уточнений. Дополнительно пояснила, что обязанности по произведению ремонтных работ указанных автомобильных дорог следует возложить на администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области как на собственника данных дорог и на МБУ «Юг-Сервис» как на учреждение, которому переданы данные объекты в оперативное управление.

Представитель административного ответчика администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области – Бирюкова М.А. исковые требования не признала. Считает, что администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области является не надлежащим ответчиком, поскольку автомобильные дороги, в том числе и спорные, преданы в оперативное управление МБУ «Юг-Сервис». Учреждение является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе, в части контроля над выполнением мероприятий по их содержанию. В рамках решения вопросов местного значения МБУ «Юг-Сервис» планомерно ведётся по проведению дорог местного значения в нормативное состояние. В настоящее время не отремонтированы дороги общего пользования по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи дома <адрес> и по <адрес> вблизи домов . Подробная позиция изложена в возражениях на иск.

Представитель административного ответчика МБУ «Юг-Сервис» - Ладягина Е.П. полагала, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.02.2013 МБУ «Юг-Сервис» переданы дороги общего пользования, в том числе по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи <адрес> и по <адрес> вблизи домов . Учредителем МБУ «Юг-Сервис» является администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области. Постановлением МО администрации «Новоспасский район» Ульяновской области утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг МБУ «Юг-Сервис» на 2021 год, плановый период 2022 и 2023 годы, куда входит выполнение работ в области использования автомобильных дорог, в том числе их ремонт, а также по соглашению между учредителем – МО администрации «Новоспасский район» Ульяновской области и МБУ «Юг-Сервис» учредителем предоставлены в 2021 году субсидии на исполнение муниципального задания Учреждением в размере 54 063 380 руб. В настоящее время осталась не отремонтирована дорога общего пользования по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи <адрес>, а по <адрес> производится ремонт.

Представители заинтересованных лиц УМВД России по Ульяновской области, МО МВД России «Новоспасский», УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, в судебном заседании не участвовали, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали.

Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.

В соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности данных решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 50597-2017». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. (не более 12 суток).

Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» проверки было выявлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017, на участке автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи <адрес> имеются выбоины дорожного полотна размерами 1,5 м-0,3-0,08 м, 0,3м-0,5м-0,09м, 6,5м-0,5м-0,09м, 3,3м-0,7м-0,07м и многочисленные проломы полотна; на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> вблизи домов имеются многочисленные выбоины дорожного полотна размерами 0,2-0,4м-0,07м, 0,2м-0,4м-0,08м, 2м-1,5м-0,1м,0,2м-0,6м-0,06м, также имеются просадки и разломы.

По результатам проверки сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» в адрес и.о. прокурора Новоспасского района Ульяновской области направлено письмо от 08.06.2021 с указанием на выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, что подтверждается также приложенными к письму фотоматериалами. При проведении измерений площади дефектов покрытия проезжей части использовались измерительная металлическая линейка и измерительная металлическая рулетка, которые прошли периодическую поверку и признаны соответствующими требованиям и пригодными к применению, что также подтверждается показаниями свидетеля старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» З. Р.М., допрошенного в ходе судебного разбирательства.

Обследования спорного участка дороги проведено в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Факт наличия указанных дефектов на участке автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи <адрес>; на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> вблизи домов , административными ответчиками не оспаривались. Материалы дела не содержат доказательств принятия ответчиками, в том числе администрацией муниципалитета, необходимых мер для соблюдения требований выявленных прокурором нарушений вышеуказанных требований обязательного к применению государственного стандарта, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что нарушение требований к содержанию дорог нашло свое подтверждение, из чего следует, что ответчики ненадлежаще исполняют возложенные обязанности по содержанию автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи <адрес>; на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> вблизи домов с учетом требований обеспечения безопасности для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Отклоняя доводы представителя администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о признании ненадлежащим ответчиком, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями и осуществляют их самостоятельно (части 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

На основании вышеизложенных норм права к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Устава МО «Новоспасский район» Ульяновской области к вопросам местного значения Новоспасского района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 16 ч.1.1 ст. 43 Устава МО «Новоспасский район» Ульяновской области администрация Новоспасского района выполняет следующие полномочия администрации МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области: деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (паковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании договора «О закреплении муниципальным имущества на праве оперативного управления МБУ «Юг-Сервис» МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области от 01.02.2013 все объекты дорожного хозяйства в р.п. Новоспасское Новоспасский район Ульяновской области переданы в оперативное управление МБУ «Юг-Сервис» и учтено в Реестре муниципальной собственности. Согласно п. 1.3 имущество, закрепленное за МБУ «Юг-Сервис» данным договором, является муниципальной собственностью Новоспасского городского поселения.

Согласно акта приема-передача от 01.02.2013 в оперативно управление МБУ «Юг-Сервис» переданы автомобильные асфальтные дороги общего пользования, в том числе спорные.

12.10.2016 между администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области и МБУ «Юг-Сервис» заключено дополнительное соглашение к договору «О закреплении муниципальным имущества на праве оперативного управления МБУ «Юг-Сервис» МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области от 01.02.2013. о внесении изменений в п.5.1 договора.

Согласно п. 5.1 договор подлежит пересмотру каждые десять лет и оформляется на очередной период при рациональном использовании имущества по назначении, а также в случае реорганизации без изменения организационно-правовой формы учреждения.

Предметом деятельности учреждения является организация содержания объектов, переданных в оперативное управление, в том числе автомобильные асфальтные дороги общего пользования.

Согласно п. 1.3 Устава собственником имущества учреждения и его учредителем является МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.5 Устава учреждение находится в ведении учредителя, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств МО « Новоспасского городского поселения» Новоспасского района Ульяновской области.

Пунктом 2.5 Устава МБУ «Юг-Сервис» предусмотрено, что учреждение вправе осуществлять для достижения целей, ради которых оно создано, в том числе производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, пунктом 2.6 Устава учреждении осуществляет зимнее и летнее содержание автомобильных дорог, мостов, элементов обустройство автомобильных дорог, установка и ремонт дорожных знаков, разметка проезжей части автодорог.

Согласно Устава МБУ «Юг-Сервис», учреждение от своего имени приобретает имущественные права и личные неимущественные права, исполняет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Учредитель не несет ответственность по обязательствам учреждения, в свою очередь учреждение не несет не отвечает по обязательствам учреждения.

Постановлением администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 137 от 20.02.2021 утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг МБУ «Юг-Сервис» на 2021 год, плановый период 2022 и 2023 годы, куда входит выполнение работ в области использования автомобильных дорог, в том числе их ремонт, а также по соглашению между учредителем – МО администрации «Новоспасский район» Ульяновской области и МБУ «Юг-Сервис» учредителем предоставлены в 2021 году субсидии на исполнение муниципального задания Учреждением в размере 54 063 380 руб.

В силу вышеприведенных положений действующего законодательства именно на администрацию возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах округа. Несоответствие муниципальных дорог обязательным требованиям свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего администрацию устранить допущенные нарушения.

Суд признает, что в рассматриваемом случае именно администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области не была предусмотрена система контроля и понуждения к выполнению нормативных актов МБУ «Юг-Сервис». Обязанность контроля за обеспечением жизнедеятельности дорожной инфраструктуры в силу буквального толкования норм материального права возлагается на органы муниципальной власти, независимо от делегирования части данных полномочий соответствующим отраслевым органам, в связи с чем доводы представителя администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области об отсутствий у администрации полномочий в части содержания дорожной сети, которые осуществляет МБУ «Юг-Сервис», признаются судом несостоятельными. При этом обстоятельство передачи спорных автомобильных дорог в оперативное управление МБУ "Юг-Сервис" не освобождает администрацию от исполнения возложенных на нее федеральным законом обязанностей.

В свою очередь, создание МБУ «Юг-Сервис» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, передача автомобильных дорог в оперативное управление данному учреждению не освобождает администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории района и не может служить основанием для освобождения ответчика администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области от гражданско-правовой ответственности.

Принимая во внимание обязанность администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, МБУ «Юг-Сервис» выполнять требования закона о содержании дорог в надлежащем и безопасном для населения города состоянии, многочисленные повреждения дорожного покрытия на спорных участка дорог, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте http//zakupki.gov.ru/, в мае –июне МБУ «Юг-Сервис» заключило контракт на выполнение работ по ремонту вышеуказанных дорог до 31.12.2021

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Факт ненадлежащего содержания и несоответствия требованиям «ГОСТ Р 50597-2017». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи <адрес>; на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> вблизи домов подтвержден в ходе судебного разбирательства.

Администрация в своих возражениях указывает, что прокурор, заявляя требования о понуждении совершить определенные действия, побуждает суд к вмешательству в деятельность органа местного самоуправления. Однако с такими доводами суд не может согласиться.

На основании ранее приведенных норм при установлении фактов нарушения закона прокурор в пределах возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Требования, предъявляемые к содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности администрации и не определяется усмотрением муниципалитета. Поэтому понуждение ответчиков устранить допущенные нарушения закона не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность.

Суд не определяет компетенцию и полномочия ответчиков, а устанавливают обязанность по выполнению предусмотренных законом мероприятий.

Ссылка администрации в возражениях на то, что выделение бюджетного финансирования на проведение мероприятий по содержанию и ремонту дорог проводится согласно утвержденному плану и лимитам средств, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей. Дорожная деятельность должна осуществляться на постоянной основе, как-то: мероприятия по обследованию, финансированию, планированию работ, направленные на приведение спорной автодороги в надлежащее состояние должны проводиться непрерывно. В результате неправомерного бездействия ответчиков, не осуществляющих надлежащим образом указанную деятельность, указанный участок автодороги имеет существенные дефекты, подлежащие устранению.

Доказательств, подтверждающих надлежащее осуществление административными ответчиками возложенных на них полномочий в области дорожной деятельности, устранения выявленных нарушений, суду не представлено.

Вместе с тем непринятие административными ответчиками надлежащих мер в области безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Новоспасского района Ульяновской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования и.о. прокурора Новоспасского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» об обязании произвести ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Принимая во внимание характер спорных правоотношений, указанный административным истцом срок для исполнения решения суда – 31.12.2021 является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, учитывает организацию проведения необходимых работ.

Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда в установленный срок, административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление и.о. прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» об обязании произвести ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальное бюджетное учреждение «Юг-Сервис» произвести ремонтные работы автомобильной дороги общего пользования по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) р.<адрес> вблизи <адрес>, автомобильной дороги по <адрес> вблизи домов в срок до 31 декабря 2021 года.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Новоспасский районный суд Ульяновской области со дня принятия решения суда в окончательном виде - 27 августа 2021 года.

Судья Г.И. Берхеева

2а-186/2021 ~ М-194/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новоспасского района
Ответчики
администрация МО "Новоспасский район"
Суд
Новоспасский районный суд Ульяновской области
Судья
Берхеева Г. И.
Дело на сайте суда
novospasskiy--uln.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2021Судебное заседание
04.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021Дело оформлено
26.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее