№2-323/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 16 мая 2019 года гражданское дело по заявлению администрации сельского поселения «Зеленец» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Администрация сельского поселения «Зеленец» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – административное здание, расположенное по адресу: Ухтинское шоссе, д. 61, с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми, с кадастровым номером №. В обоснование заявленных требований указала, что в ходе проведения работ по сплошной инвентаризации объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования сельского поселения «Зеленец», выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества (объект незавершенного строительства) - административное здание. В Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми названный объект поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, в связи с чем, в настоящий момент имеются законные основания для признания права собственности на указанное имущество за муниципальным образованием.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18.03.2019 к участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми.
Представитель заявителя администрации сельского поселения «Зеленец» Спиркевичус А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что администрацией сельского поселения «Зеленец» в целях постановки объекта недвижимого имущества на кадастровый учет поданы документы в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, постановка на кадастровый учет приостановлена 07.11.2017 в связи с предоставлением не полного пакета документов. В последующем, 21.11.2017 в постановке объекта на учет бесхозяйного имущества отказано. При этом, необходимые документы представлены в срок, установленный для устранения недостатков.
Заинтересованное лицо Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставила возражения на заявление, в которых просило рассмотреть дело без участия его представителя, а также указало, что Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми не является заинтересованным лицом при рассмотрении споров о правах на объекты недвижимости.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Разрешая настоящее дело, суд исходит из положений части 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
В ходе проведения работ по сплошной инвентаризации объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования сельского поселения «Зеленец», был выявлена бесхозяйная недвижимая вещь - административное здание (объект незавершенного строительства), расположенное по адресу: Ухтинское шоссе, д. 61, с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми.
Согласно информации, предоставленной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на указанный выше объект отсутствуют.Согласно информации Сыктывкарского межрайонного филиала ГУП РК «РБТИ» сведения о регистрации каких-либо прав на указанный выше объект отсутствуют.
Объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества, реестре государственного имущества Республики Коми, реестре муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не числится, что подтверждается сведениями, предоставленными Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Агентством Республики Коми по управлению имуществом, администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Кроме того, данный объект на балансе предприятий ООО «Парма ПЭВ», ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» не числится.
Постановлением Главы сельского поселения «Зеленец» - руководителя администрации поселения от 16.11.2009 № 11/408 «О присвоении почтового адреса и номерного знака нежилому строению, находящемуся на территории муниципального образования сельского поселения «Зеленец» указанному выше объекту недвижимого имущества был присвоен почтовый адрес и номерной знак.
31 октября 2017 года администрация сельского поселения «Зеленец» обратилась в адрес ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» с заявлением в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
13.12.2017 объект недвижимого имущества - административное здание (объект незавершенного строительства), расположенное по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, сельское поселение «Зеленец», Ухтинское шоссе, 61 поставлен на кадастровый учет.
Уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от 21.11.2017 в постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей заявителю было отказано.
При этом, из материалов дела следует, что в период приостановления постановки объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного имущества, администрацией сельского поселения «Зеленец» представлены необходимые документы.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено ст. 26.
Соответственно, если представленные дополнительно документы устраняют все причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возобновляется с момента представления таких документов с учетом срока, прошедшего до приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку администрацией сельского поселения «Зеленец» соблюден установленный законом порядок постановки объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, и в течение года с момента, когда объект недвижимого имущества – административное здание, расположенное по адресу: Ухтинское шоссе, д. 61, с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми, с кадастровым номером № должен был быть поставлен на соответствующий учет, его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не установлены.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Так, в соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь (часть 2).
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 Гражданского кодекса РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Поскольку рассматриваемый объект недвижимого имущества расположен в границах муниципального образования сельского поселения «Зеленец», учитывая, что его собственник не выявлен, заинтересованные лица в суд с иском о признании за собой права собственности на спорный объект либо на его часть, не обращались, установленный частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, суд в соответствии с частью 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к выводу о признании права муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Зеленец» на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление администрации сельского поселения «Зеленец» удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Зеленец» на бесхозяйный объект недвижимого имущества – административное здание, расположенное по адресу: Ухтинское шоссе, д. 61, с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.А. Долгих