№ 2- 4039 (2015)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
14 сентября 2015 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Левичевой О.Ю.
с участием помощника Ачинского межрайпрокурора Картышовой Е.А., действующей по поручению,
представителя ответчика Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, действующего по доверенности №50 от 01.01.2015 года сроком действия по 31.12.2015 года Комаренко А.В.
при секретаре Саюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Тюхтетского района Красноярского края в интересах Ларькина к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, об обязывании обеспечить техническим средством реабилитации,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тюхтетского района Красноярского края обратился в суд в интересах инвалида 2 группы Ларькина К.Н. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, об обязывании обеспечить техническим средством реабилитации, а именно костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения в количестве 1 пара. Исковые требования мотивированы тем, что Ларькин К.Н. является инвалидом группы и согласно индивидуальной программе реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения. 06 апреля 2015 года Ларькин К.Н. поставлен на учет в филиал №8 Государственного учреждения- Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Однако техническими средствами реабилитации инвалид не обеспечен. В связи с чем, истец просит признать бездействие ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложить на ГУ КРО Фонд социального страхования РФ обязанность обеспечить инвалида Ларькина К.Н. техническим средством реабилитации, а именно: костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения в количестве 1 пара (л.д. 2-5).
Истец Ларькин К.Н. извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явился, просит дело рассматривать в его отсутствие (л.д.27).
В судебном заседании истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Картышова Е.А., действующая по поручению Прокурора Тюхтетского района, исковые требования поддержала полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. действующий по доверенности №50 от 01.01.2015 года сроком действия по 31.12.2015 года (л.д.31), в судебном заседании пояснил, что между Фондом социального страхования и ООО «Ланцет» заключен договор на поставку технических средств реабилитации, в т.ч. костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения, к концу сентября 2015 года Ларькин К.Н. получит указанные костыли.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Прокурора Тюхтетского района в интересах инвалида Ларькина К.Н. подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.
Как установлено по делу, Ларькин К.Н. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ -2014 №1397882 (л.д.10-11). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 16.03.2015 года Ларькин К.Н. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения -1 пара (л.д. 6-9).
06.04.2015 года Ларькин К.Н. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации, ему выдано уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д.14).
Непредставление Ларькину К.Н. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза здоровью.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида группы Ларькина К.Н. техническим средством реабилитации – костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения -1 пара следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Ларькина техническими средствами реабилитации, незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Ларькина техническим средством реабилитации - костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения -1 пара.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: О.Ю.Левичева
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2015 года.