Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-366/2021 ~ М-334/2021 от 03.06.2021

                                                                                    Производство№ 2а-366/2021

                                                            Дело (УИД): 28RS0021-01-2021-000658-78

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сковородино                                                                       05 июля 2021 г.

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

с участием административного истца Михеевой Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Михеевой ФИО5 к Администрации Неверского сельсовета Сковородинского района Амурской области, Администрации Сковородинского района Амурской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,

у с т а н о в и л :

Административный истец Михеева Г.Ю. обратилась с административными исковыми требованиями к Администрации Неверского сельсовета Сковородинского района Амурской области, Администрации Сковородинского района Амурской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.

В обоснование заявленных требований, указала, что она является собственником квартиры общей площадью 37,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 05.04.2016 года. При регистрации права собственности на жилое помещение каких-либо вопросов, обременений, запретов на совершение сделки (регистрацию сделки) не имелось. Сведений о том, что дом, в котором расположена квартира, был признан аварийным, также не имелось, и поэтому она выступала добросовестными приобретателем недвижимости. В 2020 году ей стало известно, что дом был признан аварийным в 2005 году, но действий администрация по выкупу или предоставлению иного жилья не предпринимала. 19 мая 2021 года она обратилась с заявлением в администрацию Неверского сельсовета о включении в список лиц, подлежащих переселению. 27 мая 2021 года ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что на основании ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, она имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 ст.32 ЖК РФ, и размер не может превышать стоимость приобретенного жилого помещения, и ей также было указано, что она приобрела квартиру после того, как дом был признан аварийным. С данным отказом она не согласна так как, в силу п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 года. № 473-ФЗ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. На основании договора купли-продажи квартиры от 05.04.2016 года она стала собственником <адрес>, то есть до введения в действие нормы, предусмотренной ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, то есть она имеет право на выплату взамен изымаемого жилого помещения, а также на предоставление взамен жилого помещения. В связи с чем, просит суд признать незаконным решение администрации Неверского сельсовета, <адрес> об отказе в предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.

В судебном заседании административный истец Михеева Г.Ю. административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Администрации Неверского сельсовета, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

Из отзыва административного ответчика – Администрации Неверского сельсовета, следует, что многоквартирный <адрес> признан аварийным межведомственной комиссией 30.08.2005 года. Указанный дом включен в региональную программу по переселению из аварийного жилищного фонда утвержденную постановлением <адрес> от 29.03.23019. Михеева Г.Ю. стала собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, 18.04.2016 года. Учитывая, что дата признания дома аварийным 30.08.2005 года, административный истец имеет право только на выплату возмещения изымаемое жилое помещение, в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, рассчитанную в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которой не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Представитель административного ответчика – Администрации Сковородинского района, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия по имеющимся в деле доказательствам.

Заинтересованные лица - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерство финансов Амурской области, должным образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили.

Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 266 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков, заинтересованных лиц.

Выслушав административного истца, изучив позицию административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. При этом обращено внимание, что не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства споры о признании незаконными актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По настоящему делу административным истцом оспаривается решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении ему благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, находящегося в ее собственности. Оспариваемое решение принято органом, обладающим властными полномочиями, в рамках осуществления возложенных законом обязанностей по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеющих публичный характер, следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и подлежат разрешению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений органов местного самоуправления, реализующих административные и иные публично-властные полномочия, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Из акта обследования жилого многоквартирного дома от 20 августа 2005 года следует, что межведомственной комиссией был обследован многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом деревянный, 2-х этажный, 8-ми квартирный, с центральным отоплением, 1967 года постройки. Фундамент жилого дома имеет значительные повреждения (трещины) и просадку, в результате чего наблюдается деформация стен. Перекрытия деревянные, имеют заметные прогибы. Наблюдается выпучивания и прогибы стен. Крыша дома имеет 100% износ, наблюдается разрушение кровельного покрытия, стропильная система поражена гнилью. Крыльца имеют просадку. Внутридомовая система теплоснабжения и электроснабжения изношена на 100%. Наблюдается деформация жилого дома в целом. Комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным и непригодным для дальнейшего постоянного проживания. Требуется переселение жителей ветхого дома.

Заключением межведомственной комиссии от 30 августа 2005 года выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением <адрес> от 29 марта 2019 года N 152 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов».

Согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.

Административный истец Михеева Г.Ю. является собственником <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от 05.04.2016, право собственности на жилое помещение зарегистрировано 18 апреля 2016 года.

19 мая 2021 года Михеева Г.Ю. обратилась с заявлением в администрацию Неверскогог сельсовета о предоставлении иного жилья взамен аварийного.

Однако ей было отказано, поскольку на основании ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, она имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 ст.32 ЖК РФ, и размер не может превышать стоимость приобретенного жилого помещения, и ей также было указано, что они приобрели квартиру после того, как дом был признан аварийным.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Административным истцом Михеевой Г.Ю., в связи с признанием многоквартирного дома, в котором она является собственниками жилого помещения, аварийным и подлежащим сносу и последующим его включением в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда был избран способ обеспечения ее жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения, о чем она заявила, обратившись с соответствующим заявлением в администрацию Неверского сельсовета.

Отказывая Михеевой Г.Ю. в реализации данного права, Администрация Неверского сельсовета ссылалась на положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. Иные основания отказа в оспариваемом решении не были приведены.

Данный отказ Администрации Неверского сельсовета нельзя признать правильным.

Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Право Михеевой Г.Ю. на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором ей на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 05.04.2016 года, принадлежит <адрес>, аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Правительством Амурской области постановления от 29 марта 2019 года N 152, которым утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" вступил в законную силу со дня его официального опубликования - 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

Таким образом, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правам Михеевой Г.Ю. в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку ее право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действий данной нормы.

Кроме того суд учитывает длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, после признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из содержания региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 г. № 152, ее заказчиком и руководителем является министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, участниками – муниципальные образования, указанные в приложении в приложении № 2 к настоящей Программе, среди которых значится Сковородинский район.

В силу положений ч. 10 ст. 32 ЖК РФ изъятие земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме осуществляется органом признавшим многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

В данном случае таким органом является муниципальное образование Сковородинский район Амурской области, которое в силу приведенных норм является лицом, обязанным предоставить жилого помещения взамен аварийного, в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов", утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, материалов административного дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Михеевой ФИО6 к Администрации Неверского сельсовета и Администрации Сковородинского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Михеевой ФИО7 к Администрации Неверского сельсовета Сковородинского района Амурской области, Администрации Сквовородитнского района Амурской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Неверского сельсовета Сковородинского района Амурской области от 27 мая 2021 года в предоставлении Михеевой <данные изъяты> жилого помещения взамен аварийного, в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов", утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152.

Признать за Михеевой <данные изъяты> право на предоставление другого жилого помещения взамен признанного аварийным, расположенного по адресу: <адрес>, в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов", утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                                              С.Ю. Петрашко

Решение в окончательной форме принято – 07.07.2021.

2а-366/2021 ~ М-334/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михеева Галина Юрьевна
Ответчики
Администрация Неверского сельсовета
Администрация Сковородинского района
Другие
Фонд содействия реформирования ЖКХ
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Петрашко Светлана Юрьевна
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
03.06.2021Регистрация административного искового заявления
04.06.2021Передача материалов судье
07.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2021Подготовка дела (собеседование)
17.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее