РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2016 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Юдакова С.А.,     

при секретаре Никишиной Н.Н.,

с участием представителя истца Золотова И.А. по доверенности Исайчевой А.Д., представителя ответчика Министерства экономического развития <данные изъяты> ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2662/2016 по исковому заявлению Золотова <данные изъяты> к Министерству экономического развития <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок,

установил:

Золотов И.А. обратился в суд с иском к Министерству экономического развития <данные изъяты> о признании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и обязании ответчика предоставить ему в собственность земельный участок с кадастровым № для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование завяленных требований истец указал, что им в адрес Министерства экономического развития <данные изъяты> было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м с находящимися на нем постройками, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с вынесенным решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность истребуемого земельного участку истцу было отказано. Основанием для отказа явилось решение Тульской городской Думы рот 27 октября 2010 года №8/189 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования город Тула» в котором определены предельные размеры участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства в площади 2000 кв.м и которое было вынесено после заключения договора аренды с Золотовым И.А.

Истец считает данное решение незаконным и необоснованным, нормативный акт на который сослалось Министерство экономического развития <данные изъяты> в своем территориальном применении не затрагивает земельный участок истребуемый истцом, так как он не находится на территории МО <данные изъяты>. На земельном участке истцом построен дом площадью <данные изъяты> кв.м, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истец является единственным лицом, которому данный сформированный земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов.

Истец считает, что его права нарушены и подлежат защите в судебном порядке. Провести раздел земельного участка он не может, так как не является его собственником, кроме того после раздела он утратит право на приобретение в собственность того земельного участка, на котором не будет находится его жилой дом.

Истец Золотов И.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащем образом.

Представитель истца Золотова И.А. по доверенности Исайчева А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства экономического развития <данные изъяты> по доверенности ФИО1 в судебном заседании против завяленных исковых требований возражала в полном объеме. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Золотов И.А. обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением в собственность. Земельный участок с №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, разрешенное использование: <данные изъяты>, предоставлен Золотову И.А. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство письмом № сообщило Золотову И.А., что у Министерства отсутствуют правовые основания для предоставления в собственность земельного участка с №. В своем ответе Министерство ссылается на решение Тульской городской Думы от 27.10.2010 №8/189 «о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования город Тула», которым установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования г.Тула, а именно максимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения личного хозяйства, составляет 2000 кв.м.

В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно положениям ст.42 ГПК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Испрашиваемый Золотовым И.А. земельный участок с кадастровым №, на момент принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, имел вид разрешенного использования – <данные изъяты>.

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется по иным основаниям и в ином порядке (ст.39.18.ЗК РФ), отличном от предоставления земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества.

Наличие земельного участка, как объекта арендных правоотношений само по себе не предполагает безусловную обязанность арендодателя предоставить арендуемый участок в собственность арендатора, а потому при решении вопроса о предоставлении участка в собственность должны учитываться нормы федерального, регионального и местного законов.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Золотова И.А.

Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п.2 ст.9). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).

Часть 1 ст.15 ЗК РФ устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Согласно п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (п.1 ст.11.3 ЗК РФ).

В соответствии с п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли – продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.9-11 настоящего Кодекса.

Как усматривается из п.2 ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

В соответствии со ст.10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные настоящим кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Тульской области №88 от 25.02.2015 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, незавершенные строительством объекты» (далее «Регламент»). Согласно п.16 Регламента государственную услугу предоставляет Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

В связи с реорганизацией органов исполнительной власти Тульской области на текущий момент государственную услугу предоставляет департамент имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития Тульской области на текущий момент департамент имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития Тульской области реорганизуется путем присоединения к министерству экономического развития Тульской области.

Департамент имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития Тульской области (далее – Департамент) является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области (далее - имущество области), распоряжение земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

В соответствии с пп.6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего кодекса.

В соответствии с п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования <данные изъяты> в лице ФИО2 именуемый далее «Арендодатель» и Золотов И.А. именуемый «Арендатор» заключили договор аренды земельного участка, согласно которого на основании постановления главы муниципального образования <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для <данные изъяты>. Срок аренды участка устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-17).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Золотов И.А. является собственником жилого двухэтажного дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ Золотов И.А. обратился в Министерство экономического развития <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м для ведения <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Министерство экономического развития <данные изъяты> сообщило, что решением Тульской городской Думы от 27 октября 2010 года №8/189 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования город Тула», установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования город Тула, а именно максимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 2000 кв.м. Площадь испрашиваемого земельного участка превышает установленные нормативы (л.д.11).

Согласно п.1 ст.33 Земельного Кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Принимая во внимание, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен с Золотовым И.А. в период действия Закона Тульской области от 30.06.2004 года №456-ЗТО «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых в Тульской области, а в настоящее время решением от 27.10.2010 №8/189, вступившим в законную силу 09.11.2010 года установлены иные предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории МО г. Тула, учитывая, что по общим правилам закон, так или иначе ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый земельный участок, имеющий площадь <данные изъяты> кв.м, подлежит предоставлению истцу в собственность в предусмотренном законом порядке.

В своем заявлении о предоставлении земельного участка заявитель указал все необходимые сведения относительно земельного участка, указал месторасположение земельного участка, указал цель использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, а также испрашиваемое право на земельный участок - собственность или аренда.

Должных доказательств того, что имеются какие-либо препятствия, предусмотренные законом, для проведения процедуры выделения земельного участка по заявлению Золотова И.А., в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено.

Таким образом, решение Министерства экономического развития <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, является не законным и нарушающим права заявителя на получение земельного участка.

В силу изложенного, суд признает незаконным решение Министерства экономического развития <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, и как следствие возлагает на Министерство экономического развития <данные изъяты> обязанность по рассмотрению в соответствии с установленным порядком заявления Золотова И.А. о предоставлении земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства по заявленному адресу.

При этом, наличие у истца права на предоставление в собственность земельного участка без проведения торгов, не означает обязанность соответствующего органа представлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена в Земельном кодексе Российской Федерации. Следовательно, удовлетворение требования Золотова И.А. о возложении на ответчика обязанности обеспечить его земельным участком для <данные изъяты>, без соблюдения соответствующей процедуры и установленного порядка невозможно, поскольку в настоящее время отсутствует совокупность условий для принятия решения о предоставления земельного участка.

Принятие решения по вопросу об обеспечении Золотова И.А. земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности, является прерогативой ответчика и не относится к компетенции суда.

Признавая решение об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, у суда отсутствуют основания для указания на обязанность соответствующего органа обеспечить истца земельным участком. Поэтому у данного органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему законного решения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

                    решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2662/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Золотов И.А.
Ответчики
Министерство экономического развития Тульской области
Другие
Смирнов А.Г.
Суд
Ленинский районный суд Тульской области
Дело на сайте суда
leninsky.tula.sudrf.ru
19.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2016Передача материалов судье
24.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.11.2016Предварительное судебное заседание
16.11.2016Предварительное судебное заседание
22.11.2016Предварительное судебное заседание
07.12.2016Судебное заседание
12.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее