2а-621/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2017 г. г.Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.,
при секретаре Галкиной К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шкотовского муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Большекаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование иска указано, что по результатам прокурорской проверки установлено, что жители частных домов по <адрес> в <адрес> не обеспечены централизованным водоснабжением, пользуются в питьевых и бытовых целях подземной водой из колодцев, расположенных на других улицах. Общественный колодец, расположенный в районе <адрес> находится в аварийном состоянии, его использование невозможно.
В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ. Большекаменским межрайонным прокурором и.о. главы администрации Шкотовского муниципального района внесено представление. В своем ответе администрация Шкотовского муниципального района указала, что колодец в районе <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ, находится в аварийном состоянии, завален мусором и заилен, обрушен сруб колодца, последние ДД.ММ.ГГГГ он не используется жителями, не пригоден для эксплуатации.
По информации, представленной администрацией <данные изъяты> и администрации Шкотовского муниципального района, водоснабжение жителей <адрес> осуществляется двумя водонапорными колонками, которые расположены по <адрес> в районе домов №, №, частными колодцами и скважинами, общественной криницей, расположенной на ключе по <адрес>, скважиной по <адрес>, а также общественными колодцами, расположенными в районе жилых домов № и № по <адрес>.
Поскольку общественные колодцы и водозаборные колонки расположены на расстоянии более <адрес> м. от аварийного колодца, их наличие не является достаточным для обеспечения жителей <адрес> в <адрес> водой, при этом забор воды жителями <адрес> производится из источников, не разрешенных к использованию в качестве источников питьевой воды.
Колодцы, расположенные в районе жилых домов №№, № по <адрес> в реестре муниципального имущества Шкотовского муниципального района не значатся, не имеют собственника, который бы обеспечил их надлежащее состояние. До настоящего времени администрация Шкотовского муниципального района мер по устранению нарушений не предприняла, нецентрализованное холодное водоснабжение жителей <адрес> не организовано.
Большекаменский межрайонный прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Шкотовского муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии в <адрес> муниципального района <адрес> организации нецентрализованного холодного водоснабжения населения, в не постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества общественные колодцы, расположенные в районе жилых домов №№, № по <адрес>;
обязать администрацию Шкотовского муниципального района <адрес> поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества общественные колодцы, расположенные в районе жилых домов №№, № по <адрес> в течение <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию Шкотовского муниципального района <адрес> организовать в <адрес> нецентрализованное холодное водоснабжение населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02, СНиП 2.04.02-84, СП 31.13330.212 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г. в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник Большекаменского межрайонного прокурора Налабордина А.В., поддержала заявленные в иске требования в полном объеме. Пояснила, что в адрес Большекаменской межрайонной прокуратуры поступала коллективная жалоба жителей <адрес>, в которой указано на наличие разрушенного колодца в районе <адрес> и изложена просьба решить вопрос о восстановлении колодца. По данной жалобе прокуратурой была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», требований санитарных правил и норм, предъявляемых к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, иных требований закона. Полагает, что исковые требования законны и обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Представители административного ответчика – администрации Шкотовского муниципального района по доверенности Калашник Т.О. и Пивоварова О.П., в судебном заседании против административного иска возражали. Полагают, что требование прокурора противоречит положениям Закона РФ «О недрах», запрещающего передачу подземных водных объектов в муниципальную собственность. Также указали, что такой объект недвижимого имущества как общественный колодец, не предусмотрен законодательством РФ, что исключает возможность постановки его на учет. Прокурором не доказана необходимость обеспечения населения <адрес> нецентрализованным водоснабжением, поскольку на территории населенного пункта имеются две водонапорные колонки по <адрес> в районе домов № и №, общественная криница, распложенная на неперемерзающем в зимнее время ключе по <адрес>, а также индивидуальные колодцы и скважины, которые расположены на земельных участках, находящихся в собственности граждан. Согласно опросу граждан, колодцем, расположенным в районе <адрес>, жители не пользуются на протяжении нескольких лет, необходимости в обеспечении граждан нецентрализованным холодным водоснабжением не имеется. Услуга нецентрализованного холодного водоснабжения является платной, прокурором не доказана необходимость оказания подобной услуги населению и согласие граждан производить оплату этой услуги. Просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Кроме того, в письменных возражениях ответчика указано о пропуске срока давности для обращения в суд с настоящим иском.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В связи с поступившим в адрес Большекаменской межрайонной прокуратуры коллективным обращением жителей <адрес>, в том числе, в отношении полностью разрушенного колодца общего пользования, расположенного в районе <адрес>, была проведена проверка. По итогам проверки установлено, что жители частных домов <адрес> в <адрес> не обеспечены централизованным водоснабжением, пользуются в питьевых и иных бытовых целях подземной водой из колодцев, расположенных на других улицах. Использовать колодец, расположенный в районе <адрес> не представляется возможным в связи с ненадлежащим техническим и санитарным состоянием, поскольку он находится в аварийном состоянии. Колодцы, расположенный в <адрес> (в районе жилых домов №№, №), не имеют собственника, который обеспечил бы их надлежащее состояние. Жители <адрес> не обеспечены нецентрализованным холодным водоснабжением.
ДД.ММ.ГГГГ Большекаменским межрайонным прокурором в адрес и.о. главы администрации Шкотовского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, на которое ДД.ММ.ГГГГ. был дан ответ об отсутствии необходимости в постановке колодцев на учет и в обеспечении населения <адрес> нецентрализованным холодным водоснабжением. Данный ответ поступил в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ., иск в суд подан в суд ДД.ММ.ГГГГ. с соблюдением процессуального срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Согласно ч. 9 ст. 7 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении", в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 29.06.2017), органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с ДД.ММ.ГГГГ отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 ГК РФ).
Общественные колодцы, расположенные в районе жилых домов №№, № по <адрес> собственника не имеет, представляют собой бесхозяйное имущество. Единственным субъектом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, является администрация Шкотовского муниципального района <адрес>.
Доводы представителей ответчика, согласно которым большинство жителей <адрес> имеют собственные колодцы, расположенные на принадлежащих им земельных участках, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. Наличие личных колодцев у ряда жителей не освобождает администрацию Шкотовского муниципального района от обязанности по обеспечению граждан холодным водоснабжением, отвечающим санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям. При этом сделать вывод о том, что качество воды, которую потребляют жители из личных колодцев, соответствует указанным санитарно-эпидемиологическим требованиям, невозможно.
Также необоснованны ссылки представителей ответчика на Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", поскольку данный закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. В данном случае предметом спора являются наземные сооружения, не относящиеся к недрам.
Статус колодцев как бесхозяйных затрудняет их нормальное и безопасное содержание.
При этом вопросы об ограничении, приостановлении или запрещении использования либо о ликвидации указанных объектов могут быть разрешены органом местного самоуправления, ведающим организацией и обеспечением водоснабжения населения, в соответствии с его компетенцией в порядке установленном законом.
Таким образом, учитывая, что на территории <адрес> находятся бесхозяйные колодцы, расположенные в районе жилых домов №№, № по <адрес>, количество колодцев и иных источников забора воды не является достаточным для обеспечения жителей водой в соответствии с требованиями п. 8.20 СНиП 2.04.02-84 и п. 11.19 СП 31.13330.2012, суд считает требования прокурора обоснованными, как в части постановки бесхозяйного имущества на учет, так и в части возложения обязанности по организации в <адрес> нецентрализованного холодного водоснабжения.
Сроки исполнения решения суда, указанные в исковом заявлении, суд находит разумными, достаточными для постановки на учет бесхозяйного имущества и организации нецентрализованного холодного водоснабжения.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шкотовского муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, выразившееся в отсутствии в <адрес> муниципального района <адрес> организации нецентрализованного холодного водоснабжения населения, в не постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества общественные колодцы, расположенные в районе жилых домов №№, № по <адрес>.
Обязать администрацию Шкотовского муниципального района <адрес> поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества общественные колодцы, расположенные в районе жилых домов №№, № по <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Шкотовского муниципального района <адрес> организовать в <адрес> нецентрализованное холодное водоснабжение населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02, СНиП 2.04.02-84, СП 31.13330.212 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г. в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок апелляционного обжалования исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ. включительно.
Судья Е.А. Косцюкевич