Решение по делу № 3-9/2014 от 16.12.2013

Дело №3-9/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2014 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной ОА.

при секретаре Беляковой С.В.

с участием прокурора Жуковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» об оспаривании уклонения Избирательной комиссии Владимирской области от принятия решения,

У С Т А Н О В И Л:

Региональное отделение во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» обратилось во Владимирский областной суд с заявлением, в котором указало, что при изготовлении избирательных бюллетеней по проведению голосования за списки кандидатов в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутых политическими партиями, была допущена ошибка в изображении логотипа Политической партии «Гражданская Позиция», приведшая к смешанию с логотипом Политической партии «Гражданская Платформа». 08 сентября 2013 года заявитель обратился с жалобой в Избирательную комиссию Владимирской области (далее – ИК Владимирской области), в которой просил обязать участковые избирательные комиссии внести в избирательные бюллетени соответствующие изменения. Вместе с тем, ИК Владимирской области уклонилась от принятия решения по данному обращению. Заявитель полагает, что ИК Владимирской области была обязана принять такое решение в силу пункта 17 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Уклонение от принятия решения по данной жалобе нарушило его избирательные права, так как невнесение изменений в избирательные бюллетени явилось причиной введения избирателей в заблуждение и существенно повлияло на их волеизъявление на выборах. При этом полагает, что принятое ИК Владимирской области постановление №462 от 08 сентября 2013 года является лишь мнением ИК Владимирской области, не имеющим правового значения.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Калацкий Б.В. поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.

В письменных возражениях на заявление заинтересованное лицо ИК Владимирской области указала на необоснованность доводов заявителя о бездействии избирательной комиссии, так как жалоба по спорному вопросу была рассмотрена ею незамедлительно, с оценкой всех обстоятельств и принятием коллегиального решения, отраженного в постановлении №462 от 08 сентября 2013 года. Принятию данного решения предшествовал комплексный анализ вида избирательных бюллетеней, оценка необходимости и возможности внесения изменений в бюллетени.

Данная позиция была поддержана в судебном заседании представителем ИК Владимирской области по доверенности Красилевской М.Ю..

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Политическая партия «Гражданская Позиция», извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, в письменных возражениях в удовлетворении заявленных требований просила отказать, полагая, что допущенная ошибка в изображении эмблемы партии при наличии в избирательном бюллетене других правильно указанных идентификационных признаков избирательного объединения не могла ввести избирателей в заблуждение и повлиять на их волеизъявление.

Выслушав объяснения представителя регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа», возражения представителя ИК Владимирской области, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Жуковой Ю.М., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Владимирский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели и другие участники избирательного процесса вправе обратиться в суд с заявлением, если решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, должностного лица нарушаются их избирательные права.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 (в ред. от 09 февраля 2012 года) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), однако, свою обязанность не выполнили.

Полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации определены статьей 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «к» пункта 10 названной статьи, пунктом 7 статьи 12 Избирательного кодекса Владимирской области избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ней в ходе избирательной компании или подготовки и проведения референдума, отзыва депутата, выборного должного лица обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.

Согласно пункту 4 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной компании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Статья 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и статья 19 Избирательного кодекса Владимирской области закрепляют принцип коллегиальности в деятельности комиссии и определяют случаи, когда избирательная комиссия обязана принимать решения на своем заседании в коллегиальном составе.

В соответствии с данными правовыми нормами в такой процедуре большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии принимаются решения комиссии по вопросам нарушения закона в ходе избирательной компании.

Избирательная комиссия Владимирской области сформирована в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 6 статьи 14 Избирательного кодекса Владимирского области).

В силу части 1 статьи 45, частей 1, 4, 6 и 17 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствующих осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений (в одноцветном исполнении). При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, эти изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.

Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2013 года №165 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва на 8 сентября 2013 года.

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 31 июля 2013 года №326 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутый региональным отделением во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» по единому избирательному округу (л.д.****).

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области №327 от 31 июля 2013 года зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутый Политической партией «Гражданская Позиция» по единому избирательному округу (л.д. ****).

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области №429 от 18 августа 2013 года утверждены тексты избирательных бюллетеней для голосования на данных выборах, в которых данные о Политической партии «Гражданская Позиция» размещены под номером 4, данные о региональном отделении во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» - под номером 9 (л.д. ****).

Из дела следует и не оспаривалось участниками процесса, что эмблема Политической партии «Гражданская Позиция» была размещена с искажениями (правильное изображение +R, а в избирательном бюллетене Я+). Эмблема избирательного объединения регионального отделения Политической партии «Гражданская Платформа» соответствует зарегистрированной эмблеме соответствующей политической партии - +Я (л.д. ****).

08 сентября 2013 года полномочный представитель регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» Щ. обратился с жалобой в Избирательную комиссию Владимирской области, в которой просил обязать участковые избирательные комиссии устранить допущенную ошибку и внести в избирательные бюллетени соответствующие изменения (л.д.****).

По результатам рассмотрения данного обращения Избирательной комиссией Владимирской области было принято мотивированное постановление №462 от 08 сентября 2013 года «О жалобе уполномоченного представителя Регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» Щ.», которым постановлено:

1. Информацию, содержащуюся в жалобе уполномоченного представителя Регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» Щ., принять к сведению.

2. Избирательной комиссии Владимирской области по данному факту провести служебную проверку (л.д. ****).

Данное постановление принято на заседание Избирательной комиссии Владимирской области 08 сентября 2013 года, на котором присутствовало 14 членов комиссии с правом решающего голоса, что подтверждается протоколом №****.

Таким образом, избирательная комиссия предприняла все предусмотренные законодательством меры к рассмотрению и разрешению по существу в установленный законом срок (незамедлительно) указанной жалобы, вынесла коллегиальное постановление при наличии необходимого кворума, о чем сообщила заявителю.

В связи с чем, доводы заявителя о бездействие избирательной комиссии в форме уклонение от принятия решения являются необоснованными.

Принятие ИК Владимирской области иного, отличного от мнения заявителя постановления, не может рассматриваться как бездействие комиссии в форме уклонения от принятия решения.

При этом суд находит не основанными на законе утверждения заявителя о том, что данное постановление не имеет правового значения по предмету спора, поскольку, как полагает заявитель, согласно пункту 17 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в случае выявления в избирательном бюллетене ошибки у избирательной комиссии возникает безусловная обязанность по принятию решения об устранении данной ошибки.

Пункт 17 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ определяет лишь последствия ситуации в случае возникновения необходимости по внесению в изготовленный избирательный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, наделяя полномочиями по принятию такого решения комиссию, зарегистрировавшую кандидата, список кандидатов; членов территориальной, окружной или участковой избирательных комиссий (в зависимости от того в какой комиссии находятся изготовленные бюллетени) - правами по техническому внесению таких изменений, в случае принятия такого решения, а также устанавливает альтернативные способы их внесения – от руки либо с использованием технических средств.

По своей структуре данная правовая норма является не императивной, а диспозитивной, устанавливающей право, а не обязанность комиссии принять решение о внесении в изготовленный бюллетень изменений.

Суд находит необоснованными и доводы заявителя об отсутствие у Избирательной комиссии Владимирской области права определения наличия либо отсутствия необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, избирательном объединении. Указанное утверждение противоречит пунктам 4 и 17 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, из системного толкования которых следует, что именно избирательная комиссия, организующая выборы, наделена правом утверждения формы и текста избирательного бюллетеня, из которого соответственно корреспондируется право внесения изменений в текст избирательного бюллетеня в случае такой необходимости.

Кроме этого, суд полагает, что обращение заявителя с заявлением об оспаривании уклонения ИК Владимирской области от принятия решения о возложении на избирательные комиссии обязанности по внесению в избирательные бюллетени соответствующих изменений в эмблему Политической партии «Гражданская Позиция» фактически является выражением его несогласия с постановлением Избирательной комиссии Владимирской области №462 от 08 сентября 2013 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы от 08 сентября 2013 года, и фактически сводится к его оспариванию.

Из текста утвержденного избирательного бюллетеня следует, что иные данные об избирательных объединениях, установленные пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а именно: краткие наименования избирательных объединений; фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части; очередность размещения указаны правильно и с достаточной достоверностью позволяют идентифицировать как Политическую партию «Гражданская Позиция», так и Региональное отделение во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа». В связи с чем, избиратели по существу не лишены были возможности сделать свой выбор при голосовании.

С учетом данных обстоятельств, а также времени выявления ошибки (в день голосования) ИК Владимирской области был сделан обоснованный вывод об отсутствии необходимости внесения соответствующих изменений в избирательные бюллетени и единогласно принято постановление №462 от 08 сентября 2013 года «О жалобе уполномоченного представителя Регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа».

Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении избирательных прав заявителя, а равно принципа равенства всех избирательных объединений, участвующих в выборах.

Довод заявителя о том, что ошибка в изображении эмблемы Политической партии «Гражданская Позиция» ввела в заблуждение избирателей на избирательных участках и не позволила им выразить правильно свое волеизъявление при голосовании, в связи с чем, региональное отделение во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» потеряло голоса избирателей, не может быть признан обоснованным, поскольку он ничем, кроме утверждений представителя заявителя об этом, не подтвержден и основан фактически лишь на его предположениях.

Представленные заявителем копии обращений избирателей и наблюдателей от Политической Партии «Гражданская Платформа» лишь подтверждают факт наличия в избирательном бюллетене ошибки в изображении эмблемы Политической Партии «Гражданская Позиция» (л.д. ****).

Кроме этого, согласно постановлению Избирательной комиссии Владимирской области №465 от 09 сентября 2013 года «Об определении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва 08 сентября 2013 года по единому избирательному округу» за региональное отделение во Владимирской области Политической партии «Гражданская Платформа» проголосовало **** избирателей или ****%; за Политическую партию «Гражданская Позиция» - **** избиратель или ****% (л.д. ****). Результаты голосования заявителем не оспариваются.

Также суд учитывает, что использование заявителем в данном деле термина «схожий до степени смешания» при сравнении изображения в избирательных бюллетенях эмблем Политических партий «Гражданская Позиция» и «Гражданская платформа» является недопустимым, поскольку законодательство о выборах употребляет такое понятие только применительно к нацистской атрибутике и символике.

Анализируя указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что жалоба заявителя от 08 сентября 2013 года по спорному вопросу была рассмотрена ИК Владимирской области в установленные пунктом 4 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ сроки, то есть незамедлительно; с оценкой всех обстоятельств и принятием мотивированного постановления №462 от 08 сентября 2013 года при наличии необходимого кворума; в пределах предоставленных частью 1 статьи 45, частями 1, 4, 6 и 17 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ комиссии полномочий. Принятию данного решения предшествовал комплексный анализ вида избирательных бюллетеней, оценка необходимости и возможности внесения изменений в бюллетени. В связи с чем, данное постановление является законным.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявления Регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская платформа» отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление Регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Гражданская платформа» об оспаривании уклонения Избирательной комиссии Владимирской области от принятия решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Владимирского областного суда:        подпись О.А. Кирюшина

3-9/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Региональное отделение во Владимирской области политической партии «Гражданская платформа»
Другие
Политическая партия "Гражданская Позиция"
Прокуратура Владимирской области
Избирательная комиссия Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
16.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2013Передача материалов судье
17.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2014Судебное заседание
23.01.2014Судебное заседание
27.01.2014Судебное заседание
31.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее