гор. Звенигово 19 июля 2019 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием от административного истца помощника Марийского природоохранного прокурора Габдуллина Т.М., от административного ответчика главы администрации Васильева В.Н., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску
Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия и возложении на администрацию муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» обязанности подготовить и направить в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявление и обосновывающие документы об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Звениговский районный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к органу местного самоуправления о возложении обязанности направить в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявление и обосновывающие материалы по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Кужмарское сельское поселение», сведений о границах зон затопления, подтопления, перечень координат точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
В обоснование требований указано, что проведенной проверкой исполнения требований водного законодательства установлено бездействие администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» по установлению зон затопления, подтопления, которые считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, при наличии на территории муниципального образования зон затопления, подтопления от <адрес>.
В судебном заседании помощник Марийского природоохранного прокурора Габдуллин Т.М. заявленные требования уточнил, с учетом доводов ответчика в письменном отзыве на исковое заявление о недостаточном бюджетном финансировании, просил установить срок выполнения обязанности по направлению материалов в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл не позднее двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Административный ответчик администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» в лице главы администрации Васильева В.Н. с уточненными требованиями согласился, представив заявление о признании исковых требований.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл явку представителя не обеспечило, в письменном отзыве полагало требования подлежащими удовлетворению.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, надлежаще извещенного о времени месте проведения судебного разбирательства.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с п.п. «в», «г» п. 5 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2017 года (утвержден Президентом РФ от 18 октября 2017 года № Пр-2017) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано завершить в <дата> году работы по определению в порядке установленном Правительством Российской Федерации, границ зон затопления и подтопления на территориях субъектов Российской Федерации и обеспечить внесение изменений в документы территориального планирования в субъектах Российской Федерации; - обеспечить соблюдение установленных режимов и ограничений при осуществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности в границах зон затопления и подтопления.
В соответствии с ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Согласно ч. 5 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6. ст. 67.1 Водного Кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: - размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; - использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; - размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года «Об определении границ зон затопления, подтопления» установлено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления).
Согласно п. 5 вышеуказанного постановления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с п. 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 октября 2014 года № 543 (ред. от 21 марта 2018 года) (далее – Порядок) с целью подготовки предложений органы местного самоуправления представляют в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство) следующие документы:
- заявление и обосновывающие материалы по предложению об определении границ зон затопления, подтопления на территории соответствующего муниципального образования, сформированные с учетом пункта 4 Правил (далее - обосновывающие материалы);
- сведения о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно п.4 Порядка проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования осуществляется на основании решения соответствующего органа местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны подтопления, затопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Частями 2, 5 ст. 30, п. 6 ч. 4 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся частью правил землепользования и застройки, а также в материалах по обоснованию проекта планировки территории в графической форме. Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» установлено, что в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования территории, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, а также перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, имеют возможность сообщить заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.
Согласно распоряжению председателя Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности «Об утверждении Перечня населенных пунктов и территорий Республики Марий Эл, подверженных рискам затопления (подтопления)» от <дата> № (с изм. от <дата> №) на территории муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» имеются зоны затопления, подтопления от <адрес>.
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции принимать и рассматривать обосновывающие материалы по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления.
Проведенной проверкой установлено, что необходимые документы в соответствии с Порядком в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл не представлены.
Отсутствие определения зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» может создать условия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не своевременного реагирования и ликвидации их последствий, кроме того при выделении земельных участков в зонах затопления, подтопления для пользователей земельных участков могут наступить неблагоприятные последствия в случае их затопления или подтопления.
Административный ответчик реализовал свое право, предусмотренное ч. 3 ст. 46 КАС РФ, представив заявление о признании исковых требований. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
Оснований для непринятия признания административного иска ответчиком судом не установлено.
Согласно ст. 157 КАС РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 210 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие администрации «Кужмарское сельское поселение» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Кужмарское сельское поселение направить в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявление и обосновывающие материалы по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» сведения о границах зон затопления, подтопления, перечень координат точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости не позднее двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2019 года