№2–677/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» июля 2012 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калачинского А.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, предоставлении жилья вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Калачинский А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании решения от 23.05.2012 об отказе включения в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении вне очереди жилого помещения. В обоснование требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, родители которого лишены родительских прав, поставлен на учет администрацией муниципального образования сельского поселения «<адрес>» в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, при этом закрепленного жилого помещения не имеет.
В судебном заседании истец Калачинский А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что закрепленное жилое помещение уничтожено пожаром, в связи с чем администрацией сельского поселения поставлен на соответствующий учет как сирота. Обратившись к ответчику с заявлением о постановке его на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в получении жилого помещения, в установленном порядке поставлен не был со ссылкой на достижение им двадцатитрехлетнего возраста, в связи с чем, не имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Считает данный отказ противоречащим нормам действующего законодательства, поскольку до настоящего времени жильем не обеспечен, чем нарушены его права.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Камышев И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против требований истца, полагая, что постановка его на учет администрацией сельского поселения не порождает у истца права на жилое помещение, поскольку в администрацию района истец обратился уже после достижения им двадцатитрехлетнего возраста, что не позволяет в рамках действующего законодательства поставить истца на соответствующий учет, как лицо, имеющее право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» Алина С.В. и Тиранов А.Е., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали требования истца, пояснив, что Калачинский А.А. действительно относится к категории лиц из числа детей-сирот, за которым на момент лишения его родителей родительских прав закреплялось жилое помещение, уничтоженное в последующем пожаром, в связи с чем, истец постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» поставлен на учет на получение жилой площади во внеочередной список с 1 августа 2001 года. В связи с передачей полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями личное дело истца передано администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», в связи с чем, полагают, что обязанность по реализации жилищного права истца в рамках действующего законодательства лежит на ответчике.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, представителей третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы личного дела Калачинского А.А., суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Калачинский А.А. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители последнего решениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 7 мая 1993 года и от 8 сентября 2000 года лишены родительских прав в отношении истца.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» от 19 сентября 2000 года №9/408 несовершеннолетний Калачинский А.А. определен в <адрес> детский дом.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» от 18 мая 1993 года №5/133 § I за истцом Калачинским А.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании в связи с изменением места жительства родителей истца постановлением главы администрации Зеленецкого сельсовета от 27.11.2000 за несовершеннолетним Калачинским А.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу:<адрес>.
Согласно акту от 10.08.2001 квартира <адрес> уничтожена пожаром и на основании приказа Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 27.08.2001 №30 жилой дом <адрес> списан с баланса МПП «<данные изъяты>», в связи с чем, постановлением главы администрации <адрес> сельсовета от 09.04.2002 Калачинский А.А. поставлен на учет на получение жилой площади во внеочередной список с 1 августа 2001 года.
В связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления личное дело несовершеннолетнего Калачинского А.А. передано администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
При обращении истца Калачинского А.А. в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с целью включения в список детей-сирот в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения, до Калачинского А.А. письмом администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 23.05.2012 №К-451 доведена информация об отказе во включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» послужил для Калачинского А.А. поводом для обращения в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальной норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.2 приведенной статьи жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Согласно ч.1 ст.2 Закона №139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Поскольку наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, то в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 6 ЖК РФ), в связи с чем, суд приходит к выводу, не смотря на то, что Законом №139-РЗ не закреплено право именно на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории, о необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, из чего исходит, в том числе и Жилищный кодекс РФ.
В связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в рамках действующего законодательства Калачинский А.А., состоящий на соответствующем учете в администрации сельского поселения, как лицо, нуждающееся в жилом помещении, должен был быть в порядке переучета включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда МР «Сыктывдинский» на основании постановления с датой постановки на учет 1 августа 2001 года, в связи с чем, отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Калачинскому А.А., суд расценивает как незаконный.
Калачинский А.А. до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не обеспечен.
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Калачинского А.А. на недвижимое имущество.
Как установлено судом, закрепленное за истцом жилое помещение уничтожено пожаром.
Таким образом, суд, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеуказанных правовых норм исходит из того, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение уничтожено пожаром, что служило основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то есть Калачинский А.А. по существу не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, должен состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, которым не обеспечен до настоящего времени, и приходит к выводу, что истец имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, поскольку истец по существу не обеспечен надлежащим жилым помещением, он сохраняет право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.
Вместе с тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года №32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
В связи с указанными обстоятельствами, суд при разрешении настоящего спора в части решения вопроса о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, руководствуется положениями статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», согласно которым жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставляются нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра как одиноким гражданам.
В соответствии с требованиями статьи 9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список. Жилые помещения могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований на территории Республики Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
Таким образом, установив, что Калачинский А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленное жилое помещение, а так же не имеющим жилья на праве собственности либо на праве пользования, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечен им, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по предоставлению Калачинскому А.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калачинского А.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении жилья удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о включении Калачинского А.А. в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» включить Калачинского А.А. в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с датой постановки на учет 1 августа 2001 года.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить вне очереди Калачинскому А.А. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 21 июля 2012 года.
Судья Д.А. Колесникова
Копия верна. Судья